Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К.Юнгом, иногда называют "аналитической психологией". В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.
Личное бессознательное представляется человеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного - чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Существует в: религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения, сказки.
Юнг ввел в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения.
Э.Фромм явился автором концепции "гуманистического психоанализа". В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э.Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.
Генетическая психология. Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.
Гуманистическая психология. А. Маслоу и К. Роджерса. понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.
Дальнейшее развитие
психологических знаний в
Вторая - состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике - словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком.
Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.
Отечественные школы психологии ХХ века
Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом.Изначально 3 направления:
1. Объективная психология
(естественно-научная) –
Сеченов И.М. (1829-1905), Павлов И.П. (1849-1936), Бехтерев В.М. (1857-1927) – рефлексология, Ухтомский А.А. (1875-1942) - учение о доминанте, господствующий очаг возбуждения, Бернштейн Н.А. (1896-1966) - вопрос о построении движения, Корнилов К.Н. (1879-1957)-реактология
2. психология –наука о душе (философская психология)
Кавелин К.Д.(1818-1885), Шпет Г.Г. (1879-1937)- проблемы культуры, роль слова в развитии психики
3. психология –
Челпанов Г.И. (1862-1936), Лазурский А.Ф. (1874-1917), Ланге Н.Н.
4. Из 1 и 3 направлений
возникла марксистская
Выготский Л.С. (1896-1934) – культурно-историческая теория; Лурия А.Р. (1902-1977) – нейропсихолог, развивал отечественный психоанализ, занимался вопросами эволюции психики; Рубештейн С.Л. (1989-1960) – прицип деятельности, единство сознания и деятельности; Леонтьев (1903-1979) – создал Харьковскую группу психологов после гонений в 30-е гг; собственная теория деятельости, которая переросла в деятельностный подход. Проблема развития психики (диссертация), открыл писх.фак в МГУ (60-70гг)
Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики. Это Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это - Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) и др. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:
- одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). - понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;
- другое, пожалуй самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии; культурно-историческая теория
- третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии" (впервые в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.).
Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:
общей психологии; возрастной и педагогической психологии; психофизиологии.
Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Создание факультета психологии при Ленинградском университете, подготовка плеяды ученых ("ленинградской школы").
Аналогичную организаторскую роль
при создании отделения и факультета
психологии в Московском государственном
университете сыграли С.Л. Рубинштейн и A.H. Леонтьев.
А.Н. Леонтьев также внес существенный
вклад в разработку проблем восприятия,
памяти, сознания, личности и развития
психики. Им была разработана теория, получившая
название психологической теории деятельности,
в русле которой оригинальную трактовку
приобрели познавательные процессы.
А.В. Запорожец совместно
с Д.Б. Элькониным заложил основы детской
психологии. В сферу основных научных
интересов А.В. Запорожца, организатора
и многолетнего руководителя Института
дошкольного воспитания Академии педагогических
наук СССР, входили вопросы возрастного
развития, воспитания детей. Эльконин
автор учебника по детской психологии,
теории детской игры, концепции периодизации
возрастного развития и новой концепции
обучения детей младшего школьного возраста.
Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я. Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.
Благодаря А.Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т.е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
Широкую мировую известность
получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал
теорию цветового зрения, теорию, объясняющую
восприятие человеком формы предметов,
нейрофизиологическую теорию памяти,
изучал многие механизмы, объясняющие
на нейронном уровне процессы восприятия
и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал
ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную
структуру нейрофизиологических основ
внимания.
С 80-х годов начался процесс перестройки
отечественной психологической науки,
ее интеграции в мировое психологическое
знание. С одной стороны, этот процесс
характеризуется теми же тенденциями,
которые были отмечены при анализе современной
зарубежной психологии, а с другой - имеет
свои особенности, связанные с социально-политической
ситуацией в нашей стране.