Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
6. устойчивость. Неизменность основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы упр и ее элементов.
Принципы проектирования.
1. направленность стр-ры на достижение цели.
2. целесообразное число звеньев и сокращение времени прохождения инф от рук-ля к исполнителю.
3.обеспечение быстрой реакции на изменения.
4.наделение полномочиями того подразделения, кот располагает большей инф.
5. приспособление отдельных подразделений аппарата упр ко всей системе.
6. м/у функциями и обязанностями, полномочиями и ответственностью необ-мо придерживаться соответствия, нарушение которого приводит к дисфункции системы упр.
этапы проектирования оргстр-ры. (Беляев, Коротков)
1.Анализ действующей стр-ры. Призван устанавливать в какой мере стр-ра соответствует требованиям, т.е. на сколько она рациональна. Оценочные критерии:1.оценка аппаратного упр-я(кол сотрудников, распред полномочий и обязанностей)
2.анализ функций упр(способы и технологии принятия упр решений методы мотивирования раб-в)
3. соотношения центр и децентр
4. оценка хоз деят-ти (изм тех-й, внедрение инноваций)
В результате анализа выявляется недостатки, причины медленного повышения эффективностити упр
2. проектирование оргстр-ры. Решение следующих задач: 1. определение типа орг 2.уточнение состава и кол-ва подразделений 3.определение численности персонала. 4.определение хар-ра соподчиненности 5.расчет затрат на содержание аппарата.
В результате устанавливаются упр полномочия, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность.
3. оценка эффективности оргстр-ры. Исходя из ур-ня реализации заданий, надежности системы упр, скорости и оптимальности принимаемых решений.
Методы:1.аналогии 2.экспертный 3.структурирования целей 4.организационное моделирования (матем-ое, графическое, машинное и др).
1) Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т. п.), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
2) Экспертный - состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда же относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговой корреляции, факторного анализа, обработки списков и т. п.).
К экспертным методам следует отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Под ними понимаются основанные на передовом опыте управления и научных обобщениях руководящие правила, выполнение которых направляет деятельность специалистов при выработке рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных систем управления.
3) Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации (включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
1) разработка системы («дерева») целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов (независимо от распределения этих видов деятельности по организационным подразделениям и программно-целевым подсистемам в организации);
2) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и т. п.;
3) составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов (утверждение и представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).
4)Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей: математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков, графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т. п., натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные эксперименты — заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты, управленческие игры, математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.