Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Понятие "порядок" предполагает комплекс норм и правил, регулирующих структуру и функционирование какой-либо сферы общественной жизни. Поскольку эти правила в экономике могут быть формализованы и неформализованы, под экономическим порядком следует понимать "совокупность всех правил, касающихся организационного строения народного хозяйства и происходящих в нем процессов, а также совокупность учреждений, ответственных за руководство экономикой, управление ею и придание экономике организационной формы"*(374). Этот порядок может найти отражение в каком-либо правовом источнике - конституции, законе, постановлении, а также в иных документах правового характера (договоре, распоряжении), он может иметь неправовую форму (и даже противоправную). Как отмечает Ф. Шамхалов со ссылкой на Р. Барра, такого рода соглашение (устное и тайное) "может представлять собой в равной мере завтрак в ресторане или общество с собственным помещением"*(375). Такие тайные, часто молчаливые соглашения можно наблюдать в местах мелкой торговли сельскохозяйственной продукцией, когда цены автоматически выравниваются всеми продавцами, и снижение цены означает невозможность торговать в этом месте.
Интересно также обратить внимание на проблему экономической мотивации в принятии правовых решений в политике государства. Надо отметить двойственную природу интересов государства, которые государство защищает: с одной стороны, это интерес собственно государственный, с другой стороны - интерес публичный. В литературе публичный интерес видят как то, что составляет материальную, духовную, эстетическую, иную ценность для общества, его социальных групп, при этом отмечают, что государственный интерес может отождествляться с публичным (в условиях тоталитарных режимов), а может не совпадать с ним. Конституция Российской Федерации в системе ценностей признает приоритет прав и свобод человека (ст. 2), закрепляет свободы экономической деятельности (ст. 8, 34). Вместе с тем в Конституции Российской Федерации используется термин "государственные нужды", а не "интересы общества" или "общее благо" (например, ст. 35), и этот своего рода "архаизм" из недавнего прошлого ставит под сомнение равнозначность того и другого для государства*(376). Государство как источник публичной власти устанавливает правовые нормы для хозяйственных субъектов и одновременно для себя как экономического агента.
Такая двойственность выражается
в положении, когда государство
только в гражданско-правовых отношениях
выступает как равноправный участник,
что обеспечивается равенством различных
форм собственности. Во всех других отношениях
государство выступает в
Следует также отметить, что право, получив особенное развитие с развитием товарно-денежных отношений, определяло порядок равноценного обмена одного блага на другое, некую эквивалентность. Подобного рода подход мы видим в нормах различных отраслей современного права: принцип соразмерности наказания преступлению, принцип соразмерности (справедливости) юридической ответственности вообще, принцип взаимной ответственности детей и родителей, соразмерность пенсии и трудового стажа, взаимные права работника и работодателя и даже возможность определить денежный эквивалент таким неэкономическим ценностям, как честь, достоинство, доброе имя, моральные страдания и т.д.*(377) Эта эквивалентность определяется, конечно, не простым и грубым материальным расчетом, денежной рациональностью, но и социальными ценностями данного общества.
Одним из системообразующих понятий экономической теории является понятие общественного воспроизводства. Им обозначается постоянное повторение, непрерывное возобновление общественного процесса производства. Всякое воспроизводство есть воспроизводство материальных благ, или совокупного общественного продукта, неизбежно связанное с использованием веществ и сил природы, рабочей силы и производственных отношений. Процесс воспроизводства можно разделить на отдельные фазы (стадии): производство, распределение, обмен и потребление. Производство и потребление взаимно связаны и взаимно обусловливают друг друга. "Без производства нет потребления, без потребления нет производства... Потребление прежде всего завершает акт производства, заканчивая продукт как продукт, поглощая его, уничтожая его..."*(378)
Если обратиться к степени урегулированности правом различных фаз экономического воспроизводства, не ставя перед собой цель точного и скрупулезного анализа, фиксируя лишь степень внимания законодателя к той или иной фазе, можно увидеть следующую картину. К стадии производства относится все законодательство о использовании природных ресурсов (законодательство о недрах, о земле, об атмосферном воздухе, о лесах, водах и т.д.), об использовании "человеческих ресурсов" (трудовое законодательство, законодательство об образовании, науке и т.п.), экологическое законодательство, технические нормы, государственные стандарты. К стадии распределения можно отнести налоговое законодательство, бюджетное законодательство, социальное законодательство (пенсии, пособия), трудовое законодательство. Обмен, в основном, регулируется нормами гражданско-правового законодательства, потребление - законодательством о защите прав потребителей. Некоторые юридические акты пронизывают несколько или даже все стадии общественного воспроизводства (гражданско-правовое, трудовое, административное, уголовное, налоговое законодательство). Например, в нормах российского Уголовного кодекса определенные виды деятельности находятся под запретом независимо от конкретной стадии общественного воспроизводства (установлена уголовная ответственность за изготовление (производство), сбыт (обмен) и использование (потребление) какого-либо "товара" (ст. 171, 173, 191, 222, 327 и др.); и одновременно выделяются так называемые преступления в сфере экономики (раздел VIII), которые законодатель выделяет на отдельных стадиях: стадии производства (ст. 238, 246, 327, 171, 173), стадии обмена (ст. 237, 191, 222, 228), стадии потребления (ст. 235, 242 и т.д.). Нормы налогового законодательства также системно покрывают всю сферу общественного воспроизводства: производство (налог на прибыль), обмен (НДС, налог с продаж, акцизный сбор и т.д.), потребление (налоги на потребление, налог на имущество, при покупке предметов роскоши и т.д.).
Очевидно, что законодатель
совершенно не стремится равномерно
распределять свои нормативные акты
по всем стадиям, более того, заметно
более активное императивное воздействие
на первые две фазы. Законодатель держит
под пристальным вниманием
Особо интересным представляется рассмотрение правового воздействия в связи с выделяемыми в экономической науке макро- и микроуровнями анализа экономики. Микроэкономика - это уровень поведения субъектов экономики, которые заняты выбором вариантов производства, купли-продажи и т.д. Макроэкономика - это действие системы хозяйствования в целом. Понятно, что правовые предписания оказывают, в первую очередь, свое влияние на непосредственные экономические решения людей, т.е. на уровне микроэкономики. Но также понятно, что установление подобных предписаний должно опираться на представления правотворца об макроэкономических процессах.
Отмечая присутствие волевого
момента в экономических
Первыми наиболее явно выступают
отношения в имущественно-
В условиях различных социальных
систем право обращается к различным
стадиям общественного
В условиях рыночной экономики очевидна необходимость закрепления "принципа экономической свободы" и приоритета в развитии гражданско-правового законодательства, в условиях административно-командной экономики - настоятельна необходимость перераспределения доходов и структурирования хозяйственных связей, и налицо крен в развитии "законодательства" хозяйственного, об общественных фондах потребления, социального и т.д. (при этом объем налогового законодательства незначителен). Тенденцией в правовом регулировании смешанных экономик является не только наличие и диспозитивного, и императивного начала, но и их сближение в праве: например, в США создаются независимые административные комиссии с целью ограничения монополизации, они призваны решать вопросы о правомерности и целесообразности отдельных договоров, соглашений, изменять условия таких соглашений*(379), существуют специальные гражданско-правовые санкции: принудительная продажа активов, роспуск корпораций*(380), в Великобритании есть такая уголовно-правовая мера, как запрещение юридическим лицам заниматься оборотом товаров определенного вида*(381).
Особое внимание в современной экономической литературе уделяется вопросам правового регулирования рынка. И рынок, и правоотносятся к разряду общечеловеческих ценностей, являются достоянием мировой цивилизации, вероятно, они должны взаимодействовать, не нанося ущерба друг другу. Рыночной экономикой считают такую систему хозяйствования, при которой потребности удовлетворяются посредством обмена между независимыми экономическими субъектами. Рынок движим спросом, поэтому ориентиром для производителя является ожидаемое потребление товара (т.е. потребности людей, сами люди), потребитель ориентируется на сочетание качества и цены. Конкуренция является "невидимой рукой", которая вытесняет одних производителей, ориентирует их на определенные отрасли производства и, по существу, решает все экономические вопросы (определяет структуру и эффективность производства, качество продукции, насыщает общество товарами и услугами и тем самым определяет уровень жизни и т.п.). Но наряду с этими достоинствами рынок обладает и существенными недостатками: прежде всего потому, что у него нет "человеческого лица", он дает возможность выживать только сильным и разоряет слабых. Право восполняет эти недостатки рынка. Итак, функциями права в рыночной экономике можно считать:
1) создание соответствующей
правовой базы для поддержания
условий функционирования
2) установление "правил
игры" для экономических агентов,
с одной стороны, стимулируя
предпринимательскую
Теорией и практикой экономического развития различных стран доказано, что сочетание рынка и права может происходить в различных пропорциях, право может использовать разные методы и средства для того, чтобы найти баланс между свободной рыночной экономикой и достойным существованием общества.
Современные экономики - это прежде всего рыночные экономики, ограниченные правовыми параметрами. Узость или, наоборот, широта этих "рамок" определяются многими факторами: культурными традициями, уровнем экономического и правового сознания, общественной ценностью права, обусловливаются историческими особенностями той или иной страны.
Экономической сфере органически
присуща самоорганизация
Особенностью правового
воздействия на экономические отношения
является то, что право устанавливает
лишь ограничения, параметры, нормативы,
заданные величины, экономика преобразует
их в конкретные экономические показатели.
Подобно тому, как в уравнении
с несколькими переменными
Обратной стороной эффективного
правового воздействия для
Право должно содержать экономический мотив на стадии производства, обмена и потребления. Обмен отделяет продукт производства от производителя, собственно экономические (производственные) отношения обрываются, поскольку распределение - это уже отношения юридические (принудительные); здесь уже происходит обмен с государством и потому юридическая ответственность в экономических отношениях нуждается в экономическом обосновании ее размера, поскольку именно мера ответственности (а также ее неотвратимость) выступает в качестве альтернативы экономическому правонарушению.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"