Политический
режим современной России
Одной из стран, находящихся
на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому),
является Россия. Наша страна пошла
по пути быстрой политической и экономической
реализации западной либеральной модели
демократии, по пути так называемой
шоковой терапии. Однако в России
не было характерных для Запада многолетних
традиций рыночной экономики и индивидуалистической
культуры, советское общество отличалось
от западных демократий почти тотальной
милитаризацией, суперцентрализацией
и сверхмонополизацией экономики,
ее неприспособленностью к какой-либо
конкуренции; преобладанием в народном
сознании коллективистских ценностей,
полиэтническим составом населения, отсутствием
массовых демократических движений,
способных сформировать альтернативную
номенклатуре политическую элиту, и
т.д. В результате мы переживаем трудные
времена: либеральная модель демократизации
привела к политической анархии,
к подрыву мотивации производительного
труда, резкому росту цен и
падению уровня жизни населения.
Очевидно, что для России оптимальная
модель политического и хозяйственного
реформирования может быть найдена
лишь на пути тщательного учета собственной
специфики и мирового опыта, проведения
активной политики в целях формирования
более динамичного и гуманного
общества.
Сложившийся в последние
годы в России политический режим
вряд ли можно в чистом виде отнести
к какой-то одной модели, политический
строй в нашей стране отягощен
признаками нескольких предыдущих политических
режимов.
1. Сохранившиеся традиции
тоталитаризма в России имеют
свою специфику. В этой связи
принципиальным является тот
момент, что в России промышленная
революция была осуществлена
за счет превращения всей массы
населения в наемных рабочих
государства и тотальной экономии
на оплате труда. Эта экономия,
или сверхэксплуатация, привела
к деградации рабочей силы
и развитию ее теневого воспроизводства.
В результате качество и количество
труда перестали соответствовать
потребностям индустриально-информационных
технологий.
Сложность реформирования тоталитарной
организации труда в России заключается
в том, что для его осуществления
необходимо, кроме всего прочего,
значительно поднять уровень
оплаты труда наемной рабочей
силы. Для этого нужны обширные
капиталовложения. В то же время
реформирование России осуществляется
с целью повышения эффективности
экономики, которая сама нуждается
в значительных дополнительных инвестициях.
Повысить уровень инвестирования экономики
для ее модернизации и одновременно
повысить оплату труда всей массе
наемных работников без громадных
иностранных капиталовложений невозможно.
Поэтому для реформируемой России
требуется новая и мощная система
«мобилизации» наемного персонала,
который должен работать лучше, чем
при социализме, причем за значительно
меньшую плату. Поскольку функцию
мобилизации рабочей силы выполнял
именно тоталитаризм, то становится очевидным,
насколько сложно решить проблему адекватной
замены тоталитарных механизмов принуждения
к производительному, но малооплачиваемому
труду.
В свое время эту проблему
пришлось решать большевикам, когда
Ленин выдвинул тезис: высокая производительность
труда за счет энтузиазма наемных
работников и бедноты, которые теперь
трудятся не на капиталистов, а на себя!
Закончилось все тоталитаризмом,
который и явился источником «энтузиазма»
масс на практике.
Вместе с тем в современной
России поставлена задача преодоления
наследия тоталитаризма. Наивная надежда
на чудодейственность частной собственности
или рыночных механизмов быстро развеялась.
Национально-государственная идеология
опирается лишь на фантомы политического
характера. Исполнительная власть заполняет
вакуум событиями текущей политики,
сменой кадров и обещаниями. Законодательная
власть и оппозиция критикуют
исполнительную власть, а политические
программы и предвыборные обещания
превратились в официозную политическую
«риторику», о которой после выборов
никто не вспоминает.
Как это увязать с преодолением
тоталитаризма? Следует учитывать,
что для России тоталитарная власть
в XX в. представлялась в массовом сознании
естественным явлением. И до сих
пор определенная часть населения
России воспринимает тоталитарную власть
как норму. Вместе с тем в России
появилось множество свидетельств
отличия нынешней политики от тоталитарной.
Нет единой, навязываемой всем и
жестко контролируемой идеологии, существует
многопартийность, государство не вмешивается
в личную жизнь граждан, осуществимы
многие свободы, есть гласность.
В то же время власть еще
больше отделилась от народа, нежели при
тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие
еще в эпоху социализма, не разрешены.
Идет очень жесткая борьба за статус
в высших эшелонах власти. Ослабли
контрольные функции власти, что
позволяет элите решать свои корпоративные
проблемы за счет общества. Однако вариант
возврата к тоталитаризму вряд ли
возможен, даже в случае выхода государственной
власти из-под контроля. Но неустойчивость
этой ситуации, сложность социально-политической
обстановки затрудняют процессы демократизации
России и создают условия для
усиления в стране авторитаризма.
2. С другой стороны,
налицо черты демократии: строятся
основы правовой государственности
и создаются устои гражданского
общества; власть на федеральном
и местном уровнях выбираема
и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует система разделения
властей в государстве (хотя
существует определенный перекос
полномочий в сторону исполнительной
ветви); гарантированы основные права
человека (свобода совести, слова,
собраний, организаций и пр.), реально
действует политическая оппозиция,
в том числе и «непримиримая»;
формально судебные органы независимы
от властных (хотя это и не
всегда соблюдается, особенно
на местах); в экономике складывается
свободный и конкурентный рынок
при многообразии форм собственности
(однако при этом не выработаны
механизмы, определяющие собственность
на землю, сильны позиции государственных
ведомств, командные высоты в
хозяйственном механизме находятся
в руках монополистов – финансово-промышленных
групп, финансовой олигархии,
«естественных монополий», что, безусловно,
подменяет принцип свободной
конкуренции монопольностью); при
внешней независимости (политической
и идеологической) средств массовой
информации и коммуникации налицо
их фактическая связь с финансовыми
«империями».
В результате складывающийся
демократический политический режим
несет на себе четкие отпечатки экономической
и политической олигархизации, что
свидетельствует об усилении авторитарных
тенденций в государстве.
Как изменился политический
режим в России за последние годы?
На основании принятой
в 1993 г. новой Конституции в России
сложилась президентская республика
с действующим двухпалатным парламентом
– Федеральным Собранием, состоящим
из Совета Федерации и Государственной
Думы. Верхняя палата Федерального
Собрания – Совет Федерации –
включает в свой состав представителей
администраций и законодательных
органов власти регионов. В Государственную
Думу баллотируются депутаты по смешанной
(пропорциональной и мажоритарной)
избирательной системе. В силу этого
политический режим современной
России может быть охарактеризован
как демократический с устойчивыми
авторитарно-олигархическими чертами
и элементами политического корпоративизма.
Вообще авторитарность заложена в традициях
российского общества. В современных
условиях тоска по «сильной руке»
усиливается ходом и направленностью
реформ, за которые подавляющему большинству
населения приходится платить слишком
большую цену. В результате реформ
в стране образовался огромный разрыв
между богатыми и бедными, что
при отсутствии стабилизирующего «среднего
класса» ведет к росту авторитарных
настроений.
В результате не всегда продуманной
политики приватизации значительная часть
государственной собственности
оказалась в руках малочисленных,
но могущественных финансово-промышленных
групп, монополизирующих к тому же масс-медиа
и распространяющих свое влияние
на политику исполнительной и законодательной
ветвей власти. Тем самым эти «империи»
превращают существующий режим в
корпоративно-олигархический.
Усиление авторитарных тенденций
в политическом режиме России обусловлено
принятой в 1993 г. Конституцией, в которой
перераспределение полномочий явно
смещено в сторону исполнительной
власти, и особенно Президента. Реальных
рычагов воздействия на его политику
у других ветвей власти нет.
Усилению авторитарных тенденций
способствуют и такие факторы, как
перманентный рост преступности; природные
катаклизмы; этнорегиональные конфликты;
военные столкновения; нестабильность
ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить, что тенденции
к авторитаризму усиливаются, когда
перед обществом стоят качественно
новые задачи, требующие времени
и большого напряжения всех социальных
ресурсов.
Возможно ли усиление в
России демократических тенденций?
В перспективе возможно, в случае
успеха реформ, их продуманного и массового
характера. Здоровый государственный
консерватизм, помноженный на гражданский
консенсус, – это те ценности, приоритет
которых для современной России
безусловен в плане демократизации
ее политического режима.
Кроме этого гарантией
роста демократизации политического
режима современной России являются
свобода слова и печати, наличие
реальной многопартийности и политической
оппозиции; выборность органов государственной
власти, включая депутатов, глав городов
и регионов, Президента; изменяющийся
менталитет россиян.
Итак, говоря о политическом
режиме современной России, нужно
отметить переходность его состояния,
когда новое политическое качество
полностью еще не состоялось, а
старое – еще не кануло в Лету.
Но идеал политического развития
заявлен;
это – демократизм и
правовое государство.
Чем политический режим в
России отличается от политических режимов
в других странах?
Политический режим современной
России сродни системам США и Франции.
Для таких режимов характерны:
сильная исполнительная власть (особенно
институт президентства, который фактически
формирует правительство) при наличии
двухпалатного законодательного собрания
– парламента (верхняя па
лата – Сенат – состоит
из выбираемых в регионах глав местной
исполнительной власти, а нижняя формируется
из депутатов, выбираемых в соответствии
с существующей избирательной системой),
а также системы независимого
судопроизводства во главе с институтом
высшей инстанции – Верховным
или Конституционным Судом; возможность
непосредственного участия граждан
в политическом управлении в форме
референдума или плебисцита. При
сильной власти президента в указанных
политических режимах почти неизбежны
конфронтация исполнительной и законодательной
ветвей власти и обвинения в усилении
автократических тенденций.
Определенной альтернативой
президентским республикам служат
парламентские режимы партократического
типа в Чехии, Канаде, Италии, где
законодательный орган в лице
победившего большинства выбирает
премьер-министра или президента.
Несколько особняком стоит
политический режим Швейцарии, сочетающий
черты парламентской республики
и непосредственной плебисцитарной
демократии.
Необходимо заметить, что
в современной России политический
режим еще окончательно не оформился.
Иное и трудно себе представить в
стране, переживающей переходный период
поливалентного реформирования. Существующий
ныне в России политический режим
во многом соответствует интересам
находящейся у руля экономического
и политического управления политической
элиты и финансово-промышленной
олигархии.