Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Пиголкин
Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью, достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции. Управление, осуществляемое в рамках системы (каковой в том числе является и общество), направлено на упорядочение элементов, образующих систему.
Регулирование отношений между людьми может быть индивидуальным, нормативным и стихийным.
При стихийном регулировании для
согласования интересов различных
субъектов вырабатывается единожды
применяемый способ разрешения проблемной
ситуации (модель поведения, приемлемая
для имеющегося положения), но данное
решение не становится общим правилом
и может не применяться даже в
весьма схожих ситуациях. В процессе
подобного регулирования
Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими.
Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.
Помимо нормативного, рассчитанного
на значительную часть общества, существует
также индивидуальное регулирование.
Последнее касается лишь конкретных,
четко обозначенных субъектов и
в сфере права осуществляется
в ходе правоприменительной
Сегодня мало кто сомневается в
необходимости нормативного регулирования,
под воздействием которого единичные
общественные отношения становятся
подчиненными общему порядку. Однако,
например, З. Фрейд рассматривал человеческую
природу как абсолютное благо
и полагал, что все дурное в
обществе проистекает из социальных
норм, мешающих удовлетворению насущных
человеческих желаний, следовательно,
социальные запреты необходимо ослабить.
Автор теории психоанализа не учел
в данном высказывании тот факт,
что именно социальные запреты, первые
табу (запрет инцеста и другие) сыграли
одну из главных ролей в процессе
становления человеческого
------------------------------
<*> Более того, некоторые ученые (например, К. Леви-Стросс) полагали, что появление первых табу стало отправной точкой в процессе государствообразования.
Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных <*>.
------------------------------
<*> Существует и иная точка
зрения, согласно которой выделяется
четыре группы нормативных
Технические нормы распространяются на поведение (под поведением следует понимать проявление социальной сущности любого человека, выражающееся в неразрывной цепи поступков) человека, в котором выражается его отношение к природе, к животному миру, к материальным благам, орудиям труда. Технические нормы сконцентрированы в различных стандартах, технологических правилах, правилах техники безопасности, правилах санитарии и гигиены, правилах пользования приборами и машинами и т.п. По мнению Г.Ф. Шершеневича, все нормы, связанные с отношением к животным есть технические нормы, поскольку животные не являются субъектами права <*>.
------------------------------
<*> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие: В 2 т. Т. 1. Вып. 1. М., 1995. С. 137 - 138.
Невозможно представить себе любой технологический процесс (будь то изготовление современной компьютерной техники или примитивное разжигание огня с помощью трения), обращение с техникой и природой без соблюдения определенных правил. Несоблюдение этих правил, например изложенных в инструкции по использованию утюга, может привести к отказу фирмы исполнить свои обязательства по бесплатному гарантийному обслуживанию. Более того, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение санитарных правил розничной торговли продуктами питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой такие юридические последствия, которые в зависимости от степени вреда и общественной опасности могут быть как административно-правовыми, так и уголовными мерами воздействия.
В этих и других случаях связь между правовыми нормами и техническими нормами настолько сильна, что можно говорить о технико-юридических нормах, т.е. таких стандартах в деятельности человека по отношению к природе и технике, которые предполагают наступление правовых санкций в случае их несоблюдения.
Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. По мнению Г.Ф. Шершеневича, особенность социальных норм состоит в том, что они всегда имеют повелительную форму, обращены к "существу, способному воспринять повеление и сообразовать с ним свое поведение", всегда определяют поведение человека в отношении других людей ("даже если встречаются иногда социальные нормы, которые с первого взгляда кажутся определяющими отношение человека к самому себе, то при ближайшем рассмотрении тотчас обнаружится ошибочность такого впечатления и за отношением человека к самому себе откроется отношение к другим людям") <*>.
------------------------------
<*> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 133 - 135.
Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.
В структуре любой социальной нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. В гипотезе указываются те условия, при наличии которых действует данная норма. Диспозиция устанавливает (предписывает или разрешает) меру поведения, определяет связь субъекта и объекта. Диспозиция выражает тем самым общественное требование (или дозволение), предъявляемое к человеку в его отношениях с иными субъектами. Санкция указывает на те последствия, которые наступают в случае нарушения требования, изложенного в диспозиции.
Социальные нормы современного общества многообразны. Это многообразие явилось следствием исторической дифференциации некогда однородной, единой системы социальных норм, и обусловлено оно наличием в обществе множества сфер, которые требуют применения к ним норм не одного, а нескольких социальных регуляторов. Нормы различных социальных регуляторов имеют особенности: в формировании, формах существования, специфике воздействия на поведение людей, способах, методах и средствах обеспечения. Однако действие различных социальных регуляторов не обособлено и изолировано, а представляет собой систему, комплекс мер воздействия.
Различные общественные отношения
для сохранения структуры требуют
социально-нормативной
1) нормы религии;
2) обычаи, традиции, обыкновения;
3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций);
4) нормы морали;
5) нормы права <*>.
------------------------------
<*> Наряду с перечисленными, в некоторых источниках выделяются также эстетические нормы. Под ними понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному). См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов М., 2000. С. 83. Ряд исследователей выделяют политические нормы, регулирующие отношения между отдельными элементами политической системы, выступающими как выражение классового интереса (см.: Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 100). К. Леви-Стросс выделял культурные нормы.
Имеющееся в настоящее время разнообразие мнений по поводу четкого определения перечня социальных норм может быть отчасти объяснено тем, что процесс дифференциации социальных норм еще не завершился (больше всего обособилось право, менее нравственность <*>).
------------------------------
<*> См. подробнее: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 146.
Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.
Религия (от лат. "religio" - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение и соответствующее ему поведение, действия, основанные на вере в существование бога (богов), т.е. того священного начала, которое находится за чертой доступного пониманию человека.
Религия - одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.
Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т.д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Таким образом, христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.
Религиозные нормы достаточно консервативны,
на их формирование уходят столетия и
тысячелетия. Однако этот недостаток может
рассматриваться и как
За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов - грех.
Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.
Религиозные нормы имеют достаточно
специфическое словесное и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"