Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Пиголкин
В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права: 1) соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом; 2) исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания; 3) использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению; 4) применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.
Такая классификация используется
в научной и педагогической деятельности,
однако она не совсем точна и имеет
существенные недостатки. Например, применение
права - это тоже исполнение либо использование
правовых норм, но в особой форме. Согласно
приведенной классификации
Нормы права могут реализовываться
вне правоотношений и посредством
создания (изменения или прекращения)
правоотношений. Одной из форм реализации
норм права вне правоотношений является
воздержание от действий, запрещенных
правом (хищение, хулиганство, причинение
имущественного или морального вреда
и т.д.). Правовой запрет осуществляется
в повседневной жизни, когда субъекты
не совершают поступков, относительно
которых в праве имеется
Вне правоотношений нормы права могут реализоваться в форме активных действий по реализации прав и исполнению юридических обязанностей, причем специфика этих действий такова, что они прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий (участие гражданина в демонстрации, осуществление конституционного права свободно высказывать свое мнение на митингах и собраниях, соблюдение правил дорожного движения и т.д.).
Деятельность органов, организаций и отдельных лиц, связанная с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, в свою очередь подразделяется на две самостоятельные группы.
Во-первых, правоотношения могут возникать
между субъектами, находящимися в
равном положении, не подчиненными друг
другу. Сторонами таких правоотношений
являются граждане, частные фирмы, кооперативы,
общественные организации, которые
заключают разного рода договоры,
сделки (заем, наем квартиры, завещание
и т.д.), а также государственные
организации, однако не в качестве органов,
наделенных властными полномочиями,
а как участвующие в
Во-вторых, правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия. В правоотношениях подобного рода участвуют государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, возникают отношения власти и подчинения. Если первую форму реализации норм права через правоотношения можно условно назвать гражданско-правовой, автономной, то вторую - административной.
Так называемая административная форма также неоднородна. В одних случаях активной стороной, инициатором возникновения правоотношения являются гражданин, организация или подчиненный орган. Обычно такие правоотношения возникают на основе одностороннего заявления разрешить по существу какой-либо вопрос или спор (подача заявления о назначении пенсии, кассационной жалобы, заявления подсудимого об отводе суда, осуществление права законодательной инициативы и т.д.). Орган, обладающий властными полномочиями, несет в этом случае обязанность рассмотреть данное заявление (жалобу) и вынести по нему мотивированное заключение или решение. Однако такое заявление еще не предопределяет содержание вынесенного решения.
В других случаях правоотношение может быть создано (изменено или прекращено) на основе властного распоряжения компетентного органа. Активной стороной, инициатором возникновения правоотношения является сам властный орган, его воля играет определяющую роль (например, решение пенсионного органа о назначении пенсии, приказ руководителя учреждения о принятии работника на работу, приговор суда и т.д.). Такая форма реализации норм права называется применением права.
Реальная и полная реализация правовой
нормы наступает лишь тогда, когда
полностью будут осуществляться
субъективные права и исполняться
юридические обязанности как
элементы правоотношения, что является
завершающим этапом реализации норм
права путем создания (изменения,
прекращения) правоотношений. Для господства
законности недостаточно только заключения
договора, подачи заявления, жалобы, принятия
индивидуальных правовых актов, а необходима
большая организаторская работа
по реальному осуществлению
§ 2. Применение права - важнейшая
форма реализации правовых норм
Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм, с тем чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.
Характер государства как
Применение права необходимо там,
где правоотношение, с учетом его
сложности и важности с точки
зрения решения задач, стоящих перед
властью, может и должно быть создано
лишь по решению органа, олицетворяющего
государственную власть, или где
правоотношение должно пройти контроль
со стороны государства в лице
его властных органов. Награждение
орденом, расторжение брака, назначение
на ту или иную должность возможно
лишь при наличии решения
Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).
Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган - это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств.
Применение права
Правоохранительная
В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"