Лазарев
Система права и система
законодательства
В
юридической теории и практике термины
«отрасль права» и «отрасль законодательства»
используются как нетождественные.
В
философском плане система права
и система законодательства соотносятся
между собой как содержание и
форма. Система законодательства есть
выражение системы права, ее объективированная
форма.
Система
права и система законодательства
находятся во взаимной зависимости,
хотя степень такой зависимости различна.
Система права, формируясь под влиянием
деятельности законодателя, вместе с тем
носит объективный и несколько автономный
от воли законодателя характер. Система
законодательства - детище законодателя,
хотя, безусловно, также имеет социальную
обусловленность. Система права и система
законодательства не совпадают по кругу
источников, в которых они выражены: система
законодательства воплощена в законодательстве,
иных нормативно-правовых актах; система
права находит воплощение не только в
позитивном праве, но и отображена в обычном
праве, неписаных принципах права и аксиомах,
международно-правовых актах, имеющих
рекомендательный характер, договорах
нормативного содержания, судебных прецедентах
и даже в правосознании.
В
отличие от системы законодательства
система права характеризуется
высокой степенью однородности. Это
обусловлено тем, что каждая отрасль
в составе системы права обладает
присущим ей предметом и методом правового
регулирования. Отрасли же законодательства
такими объединяющими началами не обладают.
Анализ законодательства (прежде всего
ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить
три группы отраслей законодательства:
1) одноименных с отраслями права (уголовное,
гражданское, земельное и др.); 2) комплексные
отрасли законодательства - отрасли, состоящие
из норм различных отраслей права: административного,
гражданского, уголовного. К комплексным
отраслям следует отнести хозяйственное
право, аграрное, или сельскохозяйственное,
и некоторые другие; 3) отрасли законодательства,
«привязанные» к соответствующим сферам
государственного управления и сферам
государственной деятельности (законодательство
о водном, воздушном, железнодорожном
транспорте, об образовании и т.д.).
Отсюда
количество отраслей законодательства
значительно превышает число
отраслей права. Общеправовым классификатором
отраслей российского законодательства,
утвержденным Указом Президента РФ, охватывается
48 таких отраслей.