Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Марченко
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают "законы и иные нормативные правовые акты" (ст. 76).
Конституция определяет компетенцию
различных государственных
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также "осуществляет иные полномочия", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. "ж" ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что "порядок деятельности Правительства", а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.
Нормативно-правовые акты как
источники права имеют
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные
акты являются юридическими по своему
характеру актами. Помимо всего прочего
это означает, что с теми и другими
связаны определенные юридические
последствия. Однако принципиальное отличие
их друг от друга заключается в
следующем. Первые содержат в себе общие
предписания в виде норм права
и рассчитаны на многократное применение,
тогда как вторые не содержат в
себе норм права, а содержат лишь предписания
индивидуального характера. Нормативно-правовые
акты адресованы широкому, точнее - неопределенному
кругу юридических и физических
лиц, в то время как индивидуальные
акты обращены к строго определенным
лицам или кругу лиц и издаются
по вполне определенному поводу (установление
мемориальной доски, прием на работу
и увольнение, уход на пенсию и т.д.).
И, наконец, нормативно-правовыми актами
охватывается весьма широкий круг общественных
отношений, а индивидуальные акты рассчитаны
лишь на строго определенный вид общественных
отношений. Действие индивидуального
акта завершается с прекращением
существования конкретных общественных
отношений (например, в связи с
выполнением условий
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.
Следует отметить, что одни
и те же государственные органы могут
издавать по одним и тем же или
по разным вопросам как нормативно-правовые,
так и индивидуальные акты. Например,
согласно Конституции РФ Федеральное
собрание принимает не только законы
- нормативные акты, но и постановления,
имеющие зачастую индивидуальный характер.
Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции
предусматривают, что Совет Федерации
- верхняя палата российского парламента
и Государственная Дума - его нижняя
палата принимают постановления, каждая
в отдельности по вопросам, отнесенным
к их ведению действующей
Совет Федерации принимает,
в частности, постановления по вопросам,
связанным с утверждением указов
Президента о введении военного или
чрезвычайного положения, с назначением
на должность и освобождением
от должности Генерального прокурора
России, с назначением выборов
Президента РФ, с назначением на
должность судей
Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования "законодательных положений", по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять "в соответствии с намерениями тех, кто их создал"*(748). при этом всегда сохраняет свою силу "презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом".
Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, "по возможности", не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям"; нормы уголовного права "толкуются" только в пользу обвиняемого, и т.д.*(749)
Все нормативно-правовые акты
подразделяются на два вида или группы:
законы и подзаконные акты. Основанием
их классификации при этом выступает
юридическая сила, определяемая положением
органа, издавшего тот или иной
нормативный акт в общей
В зависимости от этих же
критериев в каждой стране, а точнее
- в каждой правовой системе устанавливается
строгая иерархия, т.е. строгая систем
расположения, соподчиненности нормативно-
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.
И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них - последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"