Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Марченко
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.
В настоящей работе "форма права" будет рассматриваться как синоним "источника права". Здесь не придается принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины "форма" и "источник" права.
Однако в юридической
литературе дореволюционных лет
и в современных научных
Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под термином "источник права" понимаются:
а) силы, творящие право. Например, источником права считают "волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть";
б) материалы, положенные в
основу того или иного законодательства.
Этот смысл источника права
в) исторические памятники, которые "когда-то имели значение действующего права". Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris сivilis, русской правдой и т.п.;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.
Разнообразие значений, придаваемых выражению "источник права", вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением - "формы права". Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм"*(734).
Определяя свое отношение
к рассматриваемому вопросу и
высказанному мнению, следует обратить
внимание на то, что термин "источник
права", кроме названных, имеет
и другие смысловые значения. Например,
в качестве источников права можно
трактовать те материальные, социальные
и иные условия жизни общества,
которые объективно вызывают необходимость
издания или изменения и
В данном образном сравнении
весьма доходчиво проводится мысль
о неразрывной
Кроме материального "источник
права" имеет и другие смысловые
значения, например, такие, как философский
смысл, который указывает на то, какие
по своему характеру (либеральные, консервативные
и пр.) философские идеи легли
в основу той или иной правовой
системы. Однако это не меняет дела.
Множественность смысловых
Но однозначно смысловым
по своему содержанию термин "форма
права", к которому апеллирует автор
и который рекомендуется
Так, в одних случаях категория "формы" (права, нравственности и т.п.) рассматривается как выражение "внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями" В других случаях - просто как "внешнее выражение какого-либо содержания". В третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся в том числе государства и права. Только в одном, широко известном на Западе толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия "форма"*(736), ставящих под сомнение тезис о целесообразности использования термина "форма права" вместо "источник права" лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разноречивых толкований.
С учетом сказанного, а также
исходя из того, что форму права (закон,
декрет, указ и т.п.) саму можно рассматривать
в качестве "юридического" источника
права, наиболее логичным и целесообразным
является их использование как синонимов,
как идентичных терминов и понятий.
Именно в этом, "юридическом смысле"
форма права и источник права
широко применяются отечественными
и зарубежными
В научных и учебных
изданиях форму (источник) права как
способ закрепления правовых велений
или способ выражения "возведенной
в закон воли господствующего
класса" иногда рассматривают в
виде внешней формы права. Наряду
с ней выделяют также и внутреннюю
форму. Последняя рассматривается
как система или структура, внутреннее
строение права, как "распределение
правовых норм по отраслям и институтам
соответственно характеру регулируемых
ими отношений и отчасти методу
правового регулирования"*(738)
Какие же формы (источники) права
существовали и существуют? Все когда-либо
имевшие место формы (источники)
права трудно перечислить, но наиболее
важными и широко известными из них
являются следующие. Это - правовые обычаи,
нормативно-правовые акты государственных
органов, правовые договоры, нормативно-правовые
акты, принимаемые с санкции
В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии*(739).
Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевших обязательную силу для судей и фактически выступавших в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом (сенатусконсульты), и др.
Разумеется, формы (источники)
права варьировались и
Применительно к правовой
системе Австралии выделяются четыре
основных источника права. Среди
них в первую очередь называется
"обычное право", а затем - "статутное
право", делегированное законодательство
и обычаи. В австралийских научных
исследованиях нередко
Относительно правовой системы
Японии зарубежными авторами указывается
на такие "конкретные" источники
права, как Конституция 1947 г., "заменившая"
собой Конституцию японской империи
1889 г., известную под названием
конституции Мейджи; акты парламента,
принимаемые в большинстве
Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права, известный французский юрист - теоретик права Р. Давид не без оснований отмечал, что если в странах романо-германской правовой семьи "стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон", т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов - парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, "стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях"*(743). Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства политической власти выступают при этом на первый план.
Известная иерархия форм или источников права прослеживается не только в правовых семьях, охватывающих многие страны, но и в правовых системах отдельных стран. Причем прослеживается как в сугубо юридическом, так и в фактическом плане. Небезынтересны в связи с этим рассуждения австралийских авторов Д. и К. Гиффордов о том, что, хотя "статутное право" Австралии в представлении большинства граждан этой страны занимает "очень важное место" среди других источников права и весьма распространено, тем не менее в практическом плане оно как источник занимает лишь третье место после "общего права" и "делегированного законодательства"*(744).
Несмотря на то, что в
формально-юридическом плане, согласно
классической теории парламентаризма,
"статутное право" как продукт
деятельности высших органов государственной
власти - парламентов должно иметь
несомненный приоритет и
Подобная картина наблюдается
не только в правовой системе Австралии,
но и в правовых системах ряда других
современных стран. Основная разница
при этом заключается лишь в том,
что в правовых системах одних
стран ведущее положение вместо
актов высших органов государственной
власти фактически занимают акты органов
управления, изданные в порядке делегирования
правотворческих функций
Типичными примерами функционирования ярко выраженного делегированного законодательства в системе регулятивных средств осуществления власти в той или иной стране могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии и других стран.
Наиболее характерным
примером ярко выраженного доминирования
общего (обычного или прецедентного)
права в системе регулятивных
средств осуществления власти может
служить правовая система Великобритании.
С формально-юридической точки
зрения, высшей юридической силой
и "непререкаемым приоритетом"
в ней обладают акты парламента.
Это обусловлено тем, что теоретически
парламент по сравнению со всеми
остальными правотворческими органами
обладает "полным и неограниченным
суверенитетом внутри страны", является
"высшим творцом" всего действующего
права. Однако в практическом плане
все обстоит далеко не так. Как
в количественном отношении (удельный
вес в законодательном массиве)
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"