Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.
Религия (от лат. "religio" - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение и соответствующее ему поведение, действия, основанные на вере в существование бога (богов), т.е. того священного начала, которое находится за чертой доступного пониманию человека.
Религия - одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.
Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т.д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Таким образом, христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.
Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов - грех.
Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.
Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.
Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом ("не убий", "не укради"), что свидетельствует об их общем исходном начале, сформировавшемся в первобытную эпоху.
В современном мире имеется
ряд государств, где право и
религия теснейшим образом
Обычай. В.О. Ключевский в своем "Курсе русской истории" утверждал: "Люди хватаются за письменный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили". Действительно, обычаи, формировавшиеся веками и тысячелетиями, как никакой другой вид социальных норм не связываются с прочностью, стабильностью, правильностью опробованного многими поколениями образа жизни.
Наибольшее значение обычаи
имели на первоначальных ступенях развития
человечества, в первобытную эпоху.
Именно тогда отношения между
людьми были наиболее постоянными, устойчивыми.
Однако и сегодня "здоровый" консерватизм
обычая играет важную роль в сохранении
культуры и поступательного развития
общества. Действие обычаев в эпохи
крупных социальных преобразований
позволяет сохранить
Обычаи устанавливают
целесообразные рамки совершения различных
поступков. Поэтому в роли обычаев
могут выступать и
Обычаи представляют собой устойчивые, исторически сложившиеся правила поведения, поддерживаемые обществом в силу привычки. Не руководствоваться обычаем в повседневной жизни невозможно, поскольку такие правила, как рукопожатие, приветствие, рассматриваются всеми как практическая потребность, не требующая индивидуальной оценки ее целесообразности. Эти правила вырабатываются самой группой, действуют в ее рамках и не могут быть навязаны извне.
В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, ранее распространенный у большинства мужчин обычай носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию.
Обычай регулирует процедуру, порядок реализации иных, чаще всего моральных норм. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, сохранившиеся и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, регулирующими процедуру, порядок реализации моральных норм <*>. Так, восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к гостям. Эти обычаи наполнены множеством традиций, о которых мы весьма мало знаем. Например, у адыгов гость, приехавший с целью погостить, ценился больше, чем гости, приехавшие с деловыми целями. Гость, приехавший издалека, также был в большем почете, чем гость из близлежащих поселений.
------------------------------
<*> Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник. М., 2001. С. 97.
Латинское слово "traditio" означало передачу чего-то, повествование о чем-то. В широком смысле слова традиция обозначает передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения <*>. Сегодня под традициями понимают также и правила проведения каких-либо торжеств, значимых для человека или группы лиц мероприятий (свадьба, день рождения, проводы на пенсию). Традиции менее долговечны, чем обычаи, они могут возникнуть как единичный пример, поддержанный незначительной группой лиц и существующих ограниченное (по сравнению с обычаем) время. Таковыми, например, являются традиции проведения семейных торжеств, традиции студенческой группы и т.п.
------------------------------
<*> Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972. С. 53.
Традиции в имущественных
отношениях называются обычаями делового
оборота или деловыми обыкновениями.
Так, ст. 5 ГК РФ предусматривает возможность
применения устойчивых правил, не противоречащих
закону, в предпринимательской
В отличие от традиции обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам.
Следует отличать обычаи от ритуалов и обрядов. По мнению Г.В. Мальцева, обычай транслирует социальную норму, правило поведения, а ритуалы и обряды социальную информацию в себе не несут <*>.
------------------------------
<*> Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999. С. 15.
Если обычай устанавливает рамки целесообразности поступка, то ритуал есть лишь специфическое оформление сложившихся общественных отношений (ритуалы могут быть брачными, профессиональными, военными, похоронными и т.п.). Примером ритуала могут служить действия тамады за торжественной трапезой. Обряды отличаются от ритуалов большей сложностью, большим числом участников, более жесткими правилами. Например, важнейшим обрядом древности (видоизмененные остатки которого сохранились и сегодня) был обряд инициации, сопровождавший переход человека из одной возрастной категории в другую.
Можно проводить параллели между обычаем и корпоративным правом, недаром такие известные зарубежные исследователи, как Ж. Гурвич, А. Леви-Брюль и другие, считали, что различные социальные группы сами создают для себя правила поведения (корпоративное право), которые существуют в форме обычая.
Обычаи и обычное право - явления тесно связанные, но не равнозначные. Термин "обычное право" в дореволюционной этнографии обозначал совокупность всех поведенческих норм доклассового общества. В современной зарубежной науке используются также термины "примитивное право", "племенное право", а соответствующий раздел этнографии обозначается как антропология права или правовая антропология. С точки зрения позитивного учения о праве, центральным звеном которого является признание тесной связи между правом и государством, ни термин "право", ни термин "обычное право" не могут быть применены к доклассовому обществу.
По мнению ряда правоведов и этнографов, обычное право не может регулировать отношения между индивидами, поскольку в качестве субъектов выступали группы лиц (общины) <*>. Даже с появлением парной моногамной семьи община утратила часть, но не потеряла вовсе роль субъекта обычного права.
------------------------------
<*> Традиционная нормативная
культура, организация власти и
экономика народов Северной
С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применялись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников - индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности.
По мнению С.И. Семенова <*>,
отклонение от норм обычного права
нельзя рассматривать как преступление
или проступок. Главным моментом
в нарушениях норм обычного права
является причинение ущерба, которое
рассматривается как причинение
обиды. Суть норм обычного права состоит
в прекращении вражды, примирении
сторон, одним из принципов которого
выступает эквивалентность
------------------------------
<*> Там же. С. 29.
Таким образом, обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения <*>. Примеры: Законы царя Хаммурапи, Законы 12 Таблиц, Законы Ману, "Салическая правда", "Русская правда". Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.
------------------------------
<*> Там же. С. 13.
Обычай, пожалуй, в большей степени, чем закон, ориентирован на повседневную жизнь людей, а не на какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Обычаи в сфере экономических отношений касались такой деятельности, как добыча пропитания, основы пользования тем, что принадлежало роду, правила охоты и кочевок, сохранения огня (у алеутов, например, запрещалось трогать оставленные в тундре запасы припасов или саней). Обычаи в личных отношениях регламентировали: допустимые брачные отношения, заботу о стариках и детях, предупреждение межличностных столкновений (лучшая часть добычи, например у алеутов, всегда предлагалась товарищу) <*>.
------------------------------
<*> Более подробно см.: Лопуха А.Д., Зельцер И.М. Обычное право: вопросы теории и современная практика. Новосибирск, 2002. С. 8 - 9.
Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи.
Корпоративные нормы. Корпоративные
нормы складываются как установочные
ориентиры поведения членов различных
общественных организаций, трудовых коллективов,
учебных заведений, предпринимательских
союзов, клубов и т.д. К корпорациям
относятся акционерные
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"