Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Марченко
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием "беспредел". Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Любые проявления так называемого "беспредела", т.е. игнорирования права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле "Хочу, чтобы было то, что захочу", образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитание правового
сознания в органической связи с
началами нравственности, демократического
сознания всех граждан представляет
процесс повышения культуры общества,
человека, обретения им достоинства,
свободы и справедливости. В духовной
жизни нашего общества за последние
годы возросло неприятие идей социально-утопического
сознания. Однако актуальными являются
вопросы соотношения законности
и свободы личности, прав человека
и его гражданской
В сознании великих мыслителей
человечества исторически вызревала
и находила выражение идея о мудрости,
свободе и достоинстве
Рабле пишет и о том, какие причины определяют свободный выбор поведения телемитов, подчеркивает, что этих свободных людей, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан.
В правовом воспитании, в
его неразрывной связи с общей
культурой большая роль принадлежит
художественной литературе, средствам
массовой информации, в том числе
телевидению, радио, газетным публикациям.
Воспитание правового сознания является
составной частью всей культурной жизни
общества, социальной функцией государства,
проявляющего заботу о просвещении
и воспитании подрастающего поколения.
Правовое просвещение взрослых граждан
также имеет воспитательное значение
в развитии массового сознания общества.
Воспитательная работа поднимает индивидуальное
правосознание личности до понимания
наиболее общих юридических принципов
и требований, отвечающих интересам
всего общества, государства. Воспитание
в духе права, законности не ограничивается
правовым просвещением, формированием
позитивного отношения к
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.
Средствами повышения
правовой культуры граждан являются
пропаганда права, развитие у граждан
юридических знаний, практическое укрепление
законности. Большое воспитательное
значение, воздействие на граждан, особенно
на молодежь, оказывает пример руководителей,
в том числе должностных лиц
государственного аппарата, в неукоснительном
соблюдении законов, в борьбе с преступностью.
Правовая культура - необходимое условие
сознательного осуществления
Лазарев
В
настоящее время широкое
К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:
1)
исторические корни,
2)
теорию и практику понимания
диктатуры пролетариата как
3)
правовую систему, в которой
господствовали
4)
количественную и качественную
корректировку правовой
В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы (рис. 1- 4).
Рис. 1. Виды правосознания
Рис. 2. Правовая культура
Рис. 3. Пути формирования правовой культуры личности
Рис. 4. Формы проявления правового нигилизма и пути его профилактики
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"