Лазарев
Правовое
регулирование - длящийся во времени
и в пространстве процесс. Можно
обратить внимание (рис. 7) на следующие
его стадии:
Рис. 7. Стадии правового регулирования
1)
определение правового положения
субъектов права. Нормативное регулирование
логически начинается с установления
исходного, базового правового положения
гражданина или организации. Правовое
положение гражданина определяется конституционными
правами и обязанностями и основанной
на них правоспособностью лица, т.е. признаваемой
государством за данным лицом способностью
быть участником правовой жизни общества,
выступать стороной в различных правоотношениях.
Конституционные
установления получают развитие в иных
законодательных актах, которые в своей
основе и образуют правовую основу для
поведения и деятельности граждан в различных
областях права. Это значит, что они вправе
привлекать предусмотренные законом юридические
средства для удовлетворения своих потребностей
и интересов. Правовой статус органов
государства составляет их компетенция,
определяющая круг полномочий, которыми
обладает данный орган, и круг возложенных
на него обязанностей;
2)
возникновение правоотношений - следующая
стадия правового регулирования. Предпосылками
к тому выступают определенные жизненные
факты, правовое признание которых в правовых
нормах придает им качество юридически
значимых (имеющих определенные последствия
для конкретного лица или организаций).
В зависимости от характера правоотношений
такие юридические факты могут исчерпываться
однократными действиями или событиями
либо требуют некоторой их совокупности,
так называемого состава;
3)
для возникновения правоотношений
в ряде случаев воли их участников
недостаточно. Требуется вовлечение
в механизм действия права специальных
субъектов - правоприменительных органов
(должностных лиц), действия (решения) которых
позволяют конкретизировать общую модель
правоотношения, возникшую на основе закона,
снять помехи, блокирующие действия управомоченного,
и др.
К
стадиям правового регулирования
принято также относить деятельность
участников правоотношений, связанную
с достижением ими фактических целей (удовлетворением
своих интересов), т.е. акты реализации
субъективных прав и юридических обязанностей.
Очевидно, действия такого рода завершают
работу механизма действия права и охватываются
содержанием иного его звена - правореализации.
Задача же правового регулирования ограничивается
снабжением механизма действия права
регулирующими средствами поведения,
совокупность которых образует механизм правового регулирования (нормы права, субъективные
права, юридические обязанности, юридические
факты, властные акты правоприменительных
органов, организационная деятельность
государства и его органов). Достаточность
этих средств, их качество (факультативность)
являются условием эффективности действия
права.