Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Пиголкин
Понятие правотворчества и его принципы
Правотворчество представляет собой
разновидность государственной
деятельности. В отличие от других
форм деятельности государства - оперативного
управления, правосудия, надзора и
контроля, осуществление которых
производится на основе действующего
в обществе права, - правотворчество
непосредственно направлено на создание
этого права. Основное его назначение
состоит в выработке правовых
норм и их дальнейшем совершенствовании
(изменении, дополнении, объединении).
Результат правотворческой
Характерным для правотворчества является то, что оно всегда нацелено на образование единой внутренне согласованной системы норм права. В роли нормативных регуляторов общественных отношений нормы права призваны оказывать влияние на эволюцию этих отношений и их гармонизацию в интересах человека. Всякое цивилизованное общество стремится поэтому к изданию таких правовых решений, которые бы в первую очередь обеспечивали реальное действие прав и свобод граждан, нейтрализовали негативные факторы общественной жизни и усиливали действие факторов позитивных, способствовали прогрессивному развитию общества в целом. От уровня разработанности системы права, эффективности ее функционирования во многом зависит степень демократичности, цивилизованности самого государства.
По своей сути правотворчество
есть возведение государственной воли
в закон, ее конституирование в общеобязательные
нормативные предписания. Получив
официальное признание в
Направленное на создание юридических
норм, имеющих общее значение, правотворчество
завершает собой процесс
Задачей подготовительного этапа
процесса правообразования является создание
необходимых условий для
Весьма важным представляется исследование проблем, вызывающих потребность в правовом регулировании, и выбор таких юридических средств, которые бы в полной мере обеспечивали их решение. При установлении потребности в урегулировании нормами права той или иной социальной проблемы во внимание должны приниматься общественная значимость последней, степень ее остроты, актуальности, а также то, что в качестве единственно возможной формы реагирования - из числа имеющихся методов воздействия - в данном случае может выступить только право.
Результативность любой
Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах. К числу наиболее важных из них отнесены: законность правотворчества, научный характер, профессионализм, демократизм, гласность, гуманизм, использование правового опыта.
Законность в сфере
Определенными средствами законность призвана обеспечивать соответствие текущего законодательства Конституции страны. "Конституционными" должны быть прежде всего законы, как акты высшей юридической силы. Принятие законов, противоречащих положениям Конституции, неизбежно влечет за собой нарушение устоев правового, государства, начал демократизма, гуманизма, а требование о соблюдении таких законов превращается в формальность. Отстаивая принцип соответствия законов Конституции, следует, однако, учитывать, что он имеет значение только тогда, когда сама Конституция законна.
Научный характер правотворческой
деятельности выражается в требовании,
которое сводится главным образом
к тому, чтобы проект нормативного
акта готовился на основе имеющихся
достижений науки, в первую очередь
юридической. Использование научных
выводов позволяет правовую действительность
значительно приблизить к фактическим
отношениям и при регулировании
этих отношений учитывать назревшие
потребности общественного
Существенное влияние на научный
характер правотворчества оказывает
участие в нем ученых-юристов,
представителей других наук, научных
коллективов. Особенно важную роль ученые
играют в обосновании целесообразности
регламентирования
Принцип профессионализма непосредственно направлен на повышение качества правотворческой деятельности, эффективности принятия правовых решений. Он проявляется в обязательном участии на всех стадиях правотворческого процесса высококвалифицированных специалистов, обладающих опытом и знаниями в определенной области общественной жизни и имеющих специальную профессиональную подготовку (юристы, экономисты, социологи, политологи и др.). Данный принцип к тому же предполагает, чтобы каждый из участников, задействованных в работе, связанной с правотворчеством, владел приемами этой работы и выполнял ее на достаточно высоком уровне. Прежде всего это касается депутатов, призванных обеспечивать принятие законов. В отношении последних необходимо, чтобы все они проходили соответствующую общеправовую подготовку.
Демократизм как принцип правотворчества подразумевает учет общественного мнения и отражение его в принимаемых нормативных решениях. Он может быть выражен в непосредственном участии населения в правотворческом процессе, которое обеспечивается возможностью для граждан обращаться в правотворческий орган с предложениями по совершенствованию законодательства и правом граждан принимать нормативные правовые акты в ходе референдума. Проявлением демократизма является также привлечение широких слоев общественности к обсуждению проектов нормативных правовых актов; установление нормотворческих процедур, носящих подлинно демократический характер; выработка мер, направленных на охрану прав парламентского меньшинства и т.п.
Гласность заключается в открытости
обсуждения и принятия нормативных
актов, доведении до всеобщего сведения
правовых решений. Внедрению принципа
гласности в правотворчество
во многом способствует пресса. В общественную
дискуссию, проводимую на страницах
печати по тому или иному проекту,
вовлекаются широкие слои населения.
Цель таких дискуссий состоит
в выявлении многообразных
Принцип гуманизма предполагает направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Важное значение имеет то, чтобы издаваемая юридическая норма в равной степени отвечала интересам каждого человека, которого данный институт признает субъектом права и не предусматривала каких-либо дискриминационных мер в отношении той или иной части населения, порождающих произвол и бесправие личности.
Использование правового опыта
в правотворчестве позволяет
ориентироваться на предложенные отечественной
и зарубежной наукой и апробированные
правотворческой практикой
§ 2. Виды правотворчества
В современной отечественной
Право государственного органа на принятие
того или иного нормативного акта
определяется его компетенцией и
зависит от места, которое он занимает
в иерархической структуре
Помимо парламентов правом принятия нормативных актов в Российской Федерации обладают Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти, высшие должностные лица и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Акты нормативного характера могут также издаваться администрацией государственных предприятий, учреждений, организаций (акты локального правотворчества, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений). Все перечисленные органы относятся к субъектам так называемого подзаконного правотворчества. Результатом их правотворческой деятельности могут быть исключительно подзаконные нормативные акты, т.е. акты, изданные не иначе как на основе закона, исходящего от парламента. Конкретизируя закон, такие акты обязательно должны ему соответствовать и не выходить за его пределы. Они признаны осуществлять правовую регламентацию лишь по тем вопросам, нормативное урегулирование которых необходимо для обеспечения исполнения заложенных в законе положений.
Порядок рассмотрения, принятия (утверждения)
подзаконных актов основан на
единых принципах. Имеющиеся различия
связаны с характером и значением
отдельных видов актов, особенностями
деятельности тех или иных органов.
Так, постановления и другие нормативные
акты Правительства, государственных
комитетов обсуждаются и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"