Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
С давних
времен мыслители пытались ответить
на вопрос, что такое государство.
Еще древнеримский оратор, философ
и политический деятель Марк Туллий
Цицерон спрашивал и
В буржуазную эпоху широкое
распространение получило определение
государства как совокупности (союза)
людей, территории, занимаемой этими людьми,
и власти. Известный государствовед П.
Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию; 3) суверенную
власть; 4) правительство. «Под именем государства,—
писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз
людей, осевших в известных границах и
подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение,
верно отражающее некоторые черты (признаки)
государства, послужило поводом для различных
упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы
отождествляли государство со страной,
другие — с обществом, третьи — с кругом
лиц, осуществляющих власть (правительством).
В. И. Ленин критиковал это определение
за то, что многие его сторонники в ряду
отличительных признаков государства
называли принудительную власть: «Принудительная
власть есть во всяком человеческом общежитии,
и в родовом устройстве, и в семье, но государства
тут не было» .
Не согласны с приведенным
понятием и сторонники психологической
теории права. «Государство не совокупность
людей определенного рода,— утверждал
Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними,
форма общежития, известная психическая
связь между ними». Однако «форма общежития»,
форма организации общества — тоже лишь
один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции
анализируемого сложного и изменяющегося
явления породили в те годы неверие в возможность
ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности,
писал: «Ведь государство нельзя социологически
определить, исходя из содержания его
деятельности. Почти нет таких задач, выполнение
которых политический союз не брал бы
в свои руки то здесь, то там; с другой стороны,
нет такой задачи, о которой можно было
бы сказать, что она во всякое время полностью,
то есть исключительно, присуща тем союзам,
которые называют "политическими",
то есть в наши дни — государствам или
союзам, которые исторически предшествовали
современному государству».
Не один раз обращались
к определению государства К. Маркс и Ф.
Энгельс. Они считали, что это «та форма,
в которой индивиды, принадлежащие к господствующему
классу, осуществляют свои общие интересы
и в которой все гражданское общество
данной эпохи находит свое сосредоточение»
Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал
краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное
определение, согласно которому «государство
есть не что иное, как машина для подавления
одного класса другим». В. И. Ленин внес
в приведенное определение некоторые
изменения. Он писал: «Государство— это
_ есть машина для поддержания господства
одного класса над другим».
Обе формулировки были
широко распространены и в науке, и в официальной
пропаганде. Однако они применимы только
к таким государствам, в которых возникает
высокая классовая напряженность и политическое
противоборство грозит разрушением общества.
Иначе говоря, эти определения подходят
к тираническим и диктаторским государствам.
Выводя на первый план их насильственную
сторону, указанные определения мешают
увидеть в государстве ценные феномены
цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной
литературе государство обычно определяется
как политико-территориальная суверенная
организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать
свои веления обязательными для всей страны.
Данная дефиниция синтезирует наиболее
существенные черты и признаки государства
и в целом приемлема, но в ней слабо отражена
связь государства и общества. Поэтому
мы считаем, что более точной будет следующая
формулировка: государство — это политическая
организация общества, обеспечивающая
его единство и целостность, осуществляющая
посредством государственного механизма
управление делами общества, суверенную
публичную власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение
отражает общее понятие государства, но
больше подходит к современному государству.
В нем подчеркивается, что государство
есть политическая организация всего
общества, всех его граждан. Оно выполняет
жизненно необходимые для общества функции,
обеспечивает его единство и целостность,
управляет важнейшими общественными делами.
В то же время государство (особенно правовое)
призвано всесторонне гарантировать права
и свободы граждан, поддерживать надежный
и гуманный правопорядок в обществе.
признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
2.
Государство обладает
3.
Наличие специального аппарата
принуждения. Только
4.
Только государство имеет
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"