Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Пиголкин
Признаки правового государства
Важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти, в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина. Совокупность этих теоретических и практических элементов в характеристике правового государства позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.
Нормативные признаки правового государства.
Следует отметить, что эта группа
признаков, помимо самостоятельного значения,
несет и общую нагрузку: она
представляет собой правовой компонент,
который пронизывает все
К собственно нормативным признакам следует относить:
верховенство закона и особое место
конституции как основного
законность как принцип
Закон как источник нормативных предписаний распространяет свое действие на всех субъектов права. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения функционируют на основе и в рамках закона. Общее требование подчинения закону не стирает границы между нормативными правовыми актами различной юридической силы. Более того, данный признак, утверждая господствующее значение закона в правовом государстве, под законом понимает акт соответствующего юридического значения. Только принятый законодательным (представительным) органом с соблюдением законотворческой процедуры либо непосредственно народом на референдуме в соответствии со специально для этого установленным порядком акт может признаваться законом. Акты других органов, наделенных конституцией государства правотворческими функциями, могут издаваться в соответствии с законами, при обязательном соблюдении условия их непротиворечивости нормам законов. Нормы, формулируемые конституцией государства как актом высшей юридической силы, лежат в основе построения иерархической системы нормативных актов: конституция - закон - подзаконный акт. Издание нормативных правовых актов государством должно осуществляться как продолжение конституции.
Правовой характер закона, его конституционно-правовая
природа и значение основы действующего
позитивного права, а также субординационная
подчиненность актов различной
юридической силы и их значение регулятора
общественных отношений обеспечивают
состояние законности как особого
режима государственно-общественной жизни.
Преференции и ограничения по
политическим и гражданским правам
для всех (граждан и их объединений)
должны быть едиными и могут
Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:
разделение государственной
взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов "сдержек и противовесов";
законодательное закрепление независимости судебной власти.
Выделение в системе публичной власти именно этих направлений возникло в силу естественных различий отдельных функций властной деятельности. Это законотворчество как способ выявления, формулирования и закрепления нормы права в правовом законе; это правоприменение как способ легального вмешательства в общественные отношения и контроля со стороны государственного административного аппарата в рамках предписанных правовым законом норм; это правоохранение как разрешение на основе правового закона конфликтов и сталкивающихся интересов.
Три отрасли властной деятельности в процессе развития правового начала государственности определили способы формирования соответствующих органов и рамки их взаимодействия. Так, для того чтобы формулирование права осуществлялось в интересах всего общества, необходим такой способ комплектования законодательного органа, в котором бы участвовало общество и которым обеспечивалось выборное представительство, а формирование, например, органов и механизма правосудия должно осуществляться с максимальным обеспечением авторитетности судебной власти при том сочетании властного и общественного, которое в состоянии служить интересам укрепления правопорядка.
Успешное взаимодействие органов
государственной власти характеризует
устойчивость построения власти в государстве.
Устойчивость, в свою очередь, достигается
внедрением эффективно действующей
системы "сдержек и противовесов".
Эта система предполагает введение
определенных (компетенционных, процессуальных)
ограничений в пользовании
Введение механизма "сдержек
и противовесов" призвано исключить
диктат одной из ветвей власти, ограничить
возможность занятия ею доминирующего
положения в
Самостоятельность судебной власти и
ее независимая от исполнительной и
законодательной ветвей власти деятельность
- не просто декларативное пожелание,
провозглашаемое в конституции.
Это непременное условие
Судебная защита правового порядка, обеспечение режима законности судами находит выражение и в таком правомочии суда, как специальный судебный контроль за соответствием нормативных правовых актов конституционно-правовым нормам и нормам законов, а также за правовым характером действий органов государственной власти и должностных лиц.
Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:
конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;
всестороннюю поддержку
должный уровень правовой культуры
и государственно-правового
Роль и значение государства
в современном мире определяется
в соответствии с гуманистической
направленностью его внутренних
функций, с преодолением его противопоставления
человеку, с установкой государства
на обеспечение и защиту прав человека.
В правовом государстве гарантии
пользования естественными
Закрепляя в основных законах права
и свободы человека и гражданина,
государство законодательно устанавливает
систему гарантий их соблюдения, а
также регламентирует способы их
защиты. В арсенале средств государственной
защиты - парламентский контроль, конституционные,
судебные, административные механизмы,
введение института Уполномоченного
по правам человека (омбудсмана). Государство
содействует организации
Приоритет прав и свобод человека
и гражданина - это не только смещение
ценностных акцентов в отношениях власти
и человека. Должная защита прав
и свобод повышает институционный авторитет
власти - уважение к власти как особому
институту общества или его легитимность
- законность, обоснованность, оправданность
в представлениях населения. Это
не просто понятия, это идеалы, мировоззренческие
ориентиры, ценностные установки. Это
и фактор возрастания социально-
Эти характеристики правового государства,
которые мы обозначили через группу
признаков под общим названием
"личностно-общественные", проявляются
в таких достижениях
Реальное воплощение теоретической
модели правового государства зависит
от множества факторов, как объективных,
так и субъективных. Очевидно, что
такие ценности, как гарантирование
индивидуальной свободы и основополагающих
прав личности, ограниченность действий
государственно-властного
Правовая культура как идеолого-правовое состояние общества <*> складывается из многих факторов, как-то: качество сложившихся в обществе правовых взглядов, а также их пропаганда и юридическое воспитание населения; стабильность правового порядка, устойчивость регулируемых правом социальных связей; соответствие юридических норм объективным потребностям социально-политического развития, эффективность правовой защиты нарушенного права.
------------------------------
<*> Подробнее см.: гл. XI "Правосознание и правовая культура" настоящего учебника.
Для формирования правового государства
существенным выступает такой аспект
правовой культуры, как каналы ее влияния
на общество и политические институты.
Обобщение фундаментальных
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"