Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

1 Формирование и развитие  юриспруденции

Юриспруденция – совокупность юридических наук, а так же практическая деятельность юристов. ТГП возникла еще в древнем мире, параллельно  с формированием государства. Она  возникает в Риме в середине 3 в. До н.э. Российская юридическая наука начинается с эпохи Петра I.

 

2 Становление, развитие и современное  состояние тгп в России

 

3. Понятие и функции тгп как  науки и учебной дисциплины

ТГП как наука - это совокупность концепций, теорий, идей по поводу государства и права.

ТГП как научная дисциплина - это совокупность конкретных знаний о взаимосвязи и взаимовлиянии государства и права.

ФУНКЦИИ: 1) онтологическая – отвечает на вопросы что есть гос-во и право, как и почему они возникли, что  они представляют собой  наст.время каковы перспективы и развития. 2) методологическая – задает уровень познания. 3) Политическая (идеологическая) - формирует правосознание, оказывает влияние на развитие государства и права в конкретный исторический период. 4)эвристическая – сущность данной функции в познании и объяснении государственно-правовых явлений, а тк же в открытии новыхзакономерностей. 5) прогнозтическая – выдвижение гипотез развития государства и права.

4 Предмет тгп и его  элементы

Предмет теории государства и права  —- изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и изменения государства и права, а также тесно связанных с ними иных социальных явлений.

 

5 Классификация и характеристика  основных методов тгп

Метод науки — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы:1)Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления. 2)Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.3)Гипотеза — научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.4)Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам.'5)Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам

Специальные методы: 1)системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.2)структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы. 3)Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями. 4) Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование). 5)Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.6)Статистический: оперирование количественными величинами. 7)Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

Частноправовые методы: 1) формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы. 2)сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

 

6 место и роль тгп  в системе гуманитарного знания

В настоящее ремя существует тесная связь между гуманитарными науками. В центре гуманитарных наук находится человек, его достоинство, права и  свободы.

ТГП и философия – философия  служит теоретической базой и  методологическим ориентиром для всех юридических и общественных наук в целом

Тгп и экономика. экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

ТГП и социология. Опираясь на достижения социологии , на конкретные соц исследования, наука о тгп может успешно  решать проблемы повышения соц эффективности  норм права.

ТГП и политология. Тгп не отделимы от политики и полит жизни общества.

ТГП и соц психология. Социальная психология призвана помочь науке о  государстве и праве устанавливать  наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.

ТГП и история. История исследует  различные типы цивилизаций, этапы  развития гражданского общества, смену  одной социально-экономической формации другой, изучает конкретные формы  и опыт государственной жизни  конкретных народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства

 

 

9 Значение ТГП  в  формировании политической и  правовой культуры юриста

Значение ТГП в процессе профессиональной подготовки юристов заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение ТГП помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения ТГП, способствуют формированию, у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.

10 Общество

Общество- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Признаки: 1)оно не является частью более крупной системы;2)браки заключаются между представителями данного объединения;3)оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;4)объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;5)у общества есть собственное название и собственная история;6)оно обладает собственной системой управления;7)объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;8)его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

 

11 Социальная власть  и социальная власть и социальное регулирование

Социальная власть это организованная сила, обеспечивающая способность той  или иной социальной общности (властвующего субъекта) подчинять своей воле людей (подвластных) используя различные  методы, в том числе метод принуждения. Социальная власть: политическая и не политическая. Средства соц власти: 1)сила (насилие), 2)авторитет 3)деньги 4) право.

СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - распределение  ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными  организациями, частнохозяйственными субъектами. Является одним из важнейших механизмов функционирования современной социально ориентированной рыночной экономики в индустриально развитых странах. Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству.

 

12 Власть в первобытном  обществе, организация и формы  её существовании

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и  управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком  обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, однако это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Основа организации первобытного общества – община – род, племя, их объединения.  Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.

В первобытном обществе действовали  определенные правила поведения  – социальные нормы.

 

13 В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту - появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие - ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками - появились купцы.

Индивидуализация труда и получение  избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы - пленники других племен.

 

 

14 Социальные регуляторы первобытного  общества. Признаки первобытных  обычаев.

В любом  обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу - они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин - способствовали выживанию родовой общины.

Кроме родовой общины первобытное  общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем - объединение нескольких родов близких по родственным связям.

15 Причины и формы  возникновения государства

Причины возникновения государства:1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);2. возникновение частной собственности;3. возникновение классов.4. демографические факторы, 5. антропологические факторы, 6. завоевание одни народов другими.

Выделяют 2 пути возникновения государства: 1) Восточный - считается основным.Здесь  очень устойчивыми, традиционными  оказались соц - экономические отношения  и структуры родового строя-земельная  община, коллективная собственность. Все  эти государства по форме правления были абсолютными монархиями. Власть носила деспотический характер. 2) Западный – арактеризуется классовым расслоением общества, интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

ТГП традиционно выдает 3 основные формы возникновения государства: АФИНСКАЯ, РИМСКУЮ, ДРЕВНЕГЕРМАНСКУЮ. 1)Афинская –классическая форма возникновения государства. Государство возникает непосредственно и преимущественно из-за классовых противоречий, существующих внутри общества.2) Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство. 3) Древнегерманская – государство появляется в результате насилия завоевания дикими арманскими племенами (варварами) экономически развитых для того времени территории бывшей Римской империи.

 

16 множественность учений  о происхождении государства  и права

 

17 Характеристика основных теорий происхождения государства (теологическая,патриархальная, договорная, насилия,психологическая)

1. Теологическая (государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин).  Исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления, но и не отрицает наличие в праве природных и человеческих начал.

2. Патриархальная (государство это большая семья) (Аристотель, Конфуций). Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

3. Договорная (в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"