Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы, полученные от участия в капитале;

      поступления в виде привлеченных кредитов, депозитов, вкладов, а также суммы, поступающие  в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

      поступления в виде пожертвований на благотворительные  цели;

      другие  поступления.

      5. Установлен порядок обязательной  продажи предприятиями части экспортной выручки. Он может быть представлен в следующем, несколько упрощенном виде.

      Все поступления предприятий в иностранной  валюте подлежат зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

      Каждому предприятию открываются параллельно  два счета в уполномоченном банке:

      транзитный  валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной  валюте;

      текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия  после обязательной продажи экспортной выручки.

      Таким образом, все валютные поступления предприятия зачисляются на транзитный валютный счет. По поручению предприятия 50 процентов валютной выручки продается на внутреннем валютном рынке, а остальные средства перечисляются на второй — текущий валютный счет предприятия. Отсюда и название первого счета — транзитный.

      В результате реализации рассмотренного Указа, увеличивается предложение иностранной валюты на валютном рынке России, формируются валютные резервы Банка России. В то же время 50 процентов экспортной выручки остается в распоряжении предприятий и идет на формирование их валютных фондов. Следует отметить, что некоторые правовые акты устанавливают льготы при обязательной продаже части экспортной выручки или даже полностью освобождают от нее. Так, Указом Президента РФ от 27 июня 1994 г.15 от обязательной продажи части валютной выручки освобождены федеральные учреждения и организации культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий и организаций.

      За  нарушение порядка зачисления валютной выручки хозяйствующие субъекты подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой РФ, в размере всей сокрытой выручки в валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа. Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 27 августа 1993 г. «О применении штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации» под сокрытой выручкой следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта, если иное не разрешено Центральным банком РФ. Вскрытие же нарушений валютных операций возможно в процессе осуществления валютного контроля.

      1.4 Правила проведения  резидентами валютно-кредитных  операций

 

      Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а валютные операции, связанные с движением капитала - в порядке, устанавливаемом Банком России.

      В соответствии с проводимой Россией  либерализацией внешнеэкономической  деятельности Центральный банк РФ издал в 1996-1998 гг. ряд инструктивных документов, которыми отменялись некоторые ограничения в валютной области, а также упрощался порядок осуществления юридическими и физическими лицами-резидентами отдельных видов текущих и долгосрочных валютных операций. В частности, новыми правилами16 без специального разрешения Банка России можно проводить такие операции:

      • переводы резидентами иностранной  валюты в пользу нерезидентов-организаторов  международных симпозиумов,

      конференций, международных выставок, ярмарок, спортивных соревнований и других;

      • переводы резидентами иностранной  валюты в оплату подписок на иностранные  периодические издания;

      • переводы резидентами иностранной  валюты в оплату за обучение и лечение  физических лиц;

      • переводы резидентами пенсий, алиментов, государственных пособий;

      • переводы резидентом иностранной валюты из России, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в  уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после  их ввоза в РФ (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в РФ) до даты платежа;

      • зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке  в России, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

      В целях сокращения сроков рассмотрения заявок на получение разрешений, расширения полномочий территориальных учреждений Банка России и усиления контроля с их стороны за соблюдением валютного  законодательства, с 1 ноября 1996 г. этим учреждениям предоставлено право давать разрешения17:

      • при экспорте товаров на представление  товарного кредита (отсрочку платежа) на срок свыше 90 дней, если сумма валютной выручки не превышает по заключенному контракту 10 млн. ам. долл.;

      • при импорте товаров - на предварительную оплату закупаемого товара на срок свыше 90 дней по заключенному контракту, если сумма платежа не более 10 млн. ам. долл.;

      • на открытие резидентами счетов в  иностранной валюте в иностранных  банках - для оплаты текущих расходов их представительств.

      Возможности привлечения резидентами от нерезидентов кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней значительно расширяются  в связи с установлением Банком России новых правил на такие кредитные  операции.

      Получателями  указанных кредитов являются юридические лица-резиденты всех форм собственности. Привлекаются кредиты (займы) в иностранной валюте на любой срок (свыше 180 дней), причем кредиторами могут быть:

      • международные валютно-финансовые организации (за исключением Международного валютного фонда);

      • иностранные государственные кредитные  институты;

      • иностранные негосударственные  коммерческие банки и другие юридические  лица - нерезиденты;

      • физические лица-нерезиденты.

      Введенный порядок не касается коммерческих кредитов, связанных с экспортно-импортными сделками, кредитов, получаемых физическими лицами, а также межбанковских кредитов.

      Кредитные отношения между заемщиками и  кредиторами могут осуществляться:

      • в регистрационном порядке;

      • в порядке предварительного получения  разрешений Банка России, выдаваемых Департаментом валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ.

      Кредитные отношения оформляются кредитным  договором (договором займа), и в  рамках одного кредитного договора они  реализуются через один текущий  счет заемщика в одном уполномоченном банке России.

      В регистрационном  порядке оформляются кредиты, если в кредитном договоре соблюдаются следующие условия:

      • объем привлекаемого кредита  не превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долл. США;

      • процентная ставка по кредиту не выше, чем уровень шестимесячного долларового ЛИБОРа плюс 5% на 11 часов утра текущего рабочего дня по лондонскому времени;

      • общая сумма расходов по привлечению  кредита (за исключением платежей по процентам) не превышает 3% объема предоставленного кредита.

      В регистрационном порядке, независимо от прочих условий кредитного договора, также оформляются:

      • кредиты, предоставляемые под гарантии Правительства РФ;

      • кредиты, не превышающие сумму, эквивалентную 1 млн. долл. США, предоставляемые на развитие малого и среднего бизнеса по линии Европейского банка реконструкции и развития.

      Разрешительный  порядок, т.е. когда необходимо получение разрешения Банка России на привлечение кредита, применяется в таких случаях:

      • если условия предоставления кредита  не соответствуют выше указанным требованиям регистрационного порядка;

      • если кредитным договором предусмотрено  обеспечение этого кредита в  виде залога или переуступки прав на материальные или финансовые активы заемщика или третьих лиц - резидентов РФ;

      • при привлечении валютных средств на международных финансовых рынках посредством размещения долговых ценных бумаг (еврооблигаций, евровекселей, евронот и др.).

      Банк  России может отказать в выдаче разрешения или регистрации кредитной операции, если:

      • неправильно оформлены представленные заемщиком документы;

      • в кредитном договоре имеются  положения, противоречащие законодательным  актам, а также нормативным документам Банка России и др.

      Разрешения  также не выдаются, если сумма привлекаемых кредитов более чем в два раза превышает размер обеспечения (стоимость залога).

      При регистрационном  порядке, получив письменное уведомление от уполномоченного банка, заемщик представляет в этот банк комплект необходимых документов (заявку на регистрацию кредитной операции, выполненную по установленной форме, и оригинал или нотариально заверенную копию кредитного договора). Проверив полученные документы, уполномоченный банк заверяет оба экземпляра "Заявки" и направляет их в территориальное учреждение (главное управление Банка России) по месту его регистрации. В течение 10 дней со дня поступления документов территориальное управление проверяет их и дает заключение о правомерности решения уполномоченного банка о применении регистрационного порядка к данной кредитной операции, а в необходимых случаях производит перепроверку в течение не более 20 дней. Удостоверившись в правильности решения уполномоченного банка и зарегистрировав эту кредитную операцию с присвоением ей соответствующего номера, территориальное учреждение Банка России не позднее трех рабочих дней с даты регистрации направляет первый экземпляр "Заявки" уполномоченному банку, а второй экземпляр помещается в "досье", которое ведется в территориальном учреждении Банка России по каждой кредитной операции. Получив от территориального учреждения Банка России первый экземпляр "Заявки", уполномоченный банк принимает заемщика на расчетное обслуживание и зачисляет на его текущий валютный счет сумму в соответствии с условиями кредитного договора, а для осуществления контроля заводит "досье" по этой кредитной операции.

      При изменении условий кредитного договора заемщик обязан в течение 30 календарных  дней с момента внесения изменений  представить в соответствующий  уполномоченный банк и территориальное  учреждение Банка России нотариально  заверенные копии документов, подписанных во изменение кредитного договора (или новый кредитный договор). После получения этих документов в течение 10 календарных дней уполномоченный банк принимает решение о намечаемом порядке привлечения заемщиком кредита (сохраняется регистрационный или рекомендуется разрешительный), о чем уведомляет заемщика и сообщает об этом в территориальное учреждение Банка России, а последнее в течение 10 рабочих дней подтверждает (или нет) правомерность решения уполномоченного банка о применении регистрационного порядка к данной кредитной операции. Если же после внесенных изменений в кредитный договор данная кредитная операция может осуществляться только в разрешительном порядке, территориальное учреждение Банка России дает письменную рекомендацию заемщику и сообщает об этом уполномоченному банку.

      Валютные  операции, связанные  с движением капитала, осуществляются при условии получения лицензии (разрешения) Центрального банка Российской Федерации на их проведение. Для рассмотрения вопроса о предоставлении такой лицензии (разрешения) необходимо представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России перечень18 основных документов (письменное заявление, нотариально заверенные копии учредительных документов резидента и документа о его государственной регистрации, справки из налоговых органов и из уполномоченных банков, в которых открыты его валютные счета, баланс за последний год и другие), и в зависимости от вида совершаемой валютной операции дополнительно направить ряд документов (технико-экономическое обоснование создания зарубежного предприятия, заключение МВЭС о согласовании с ним этой операции и другие).

      Разрешительный  порядок по привлечению резидентами  от нерезидентов кредитов в иностранной  валюте на срок свыше 180 дней, применяется, когда невозможно прибегнуть к более простому регистрационному порядку.

      Разрешительный  порядок предусматривает получение  разрешения на привлечение кредита, выдаваемого Департаментом валютного  регулирования и валютного контроля Банка России (ДВР и ВК). С этой целью заемщик направляет в ДВР и ВК комплект обусловленных документов (заявку на получение разрешения на проведение кредитной операции, нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации заемщика; справку из налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля