Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;

      устанавливать единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их предоставления;

      осуществлять  иные регулирующие функции.

      Названный Закон закрепляет систему юридических понятий регулирования валютных отношений. В первую очередь — понятие валюты РФ.

      Согласно  ст. 1 Закона, валюта Российской Федерации  — это:

      «а) находящиеся в обращении, а также  изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

      б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  в Российской Федерации;

      в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства».

      Анализ  приведенного определения позволяет  отметить три основные характеристики валюты РФ:

      1. Национальной валютной единицей  является законодательно установленная денежная единица государства — рубль. Таким образом, валюта по своей сущностной характеристике — это деньги, со всеми присущими им свойствами всеобщего эквивалента. Вместе с тем, валюта и деньги — понятия не идентичные. Многообразные формулировки, содержащиеся в научной литературе, указывают на специфическую черту валюты, как формы денег: ее «смещенность», нацеленность на мировой рынок, обслуживание международных экономических отношений. «Валютой становятся те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов»4.

      Следует отметить, что российский рубль как  основа валютной системы РФ был законодательно введен в обращение в 1993 г. и заменил рубль бывшего СССР. В результате денежная и валютная системы России обособились от денежных и валютных систем бывшего СССР.

      2. Согласно формулировке Закона  в качестве валюты выступают не реальные деньги, а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи по счетам. Напомним, что перечисленные функциональные формы денег отличаются от реальных денег (например, золотых и серебряных монет) тем, что не обладают собственной стоимостью, а служат лишь символом, знаком стоимости. Реальные же деньги — золотые или серебряные монеты — обладали стоимостью соответствующего драгоценного металла, из которого они состояли.

      3. Наконец, в определении Закона содержатся две разные степени «материализации», «вещественности» валюты: с одной стороны, — традиционные банкноты и монеты, с другой — записи на счетах.

      Закон содержит формулировку иностранной  валюты, под которой понимаются:

      а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

      б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах (ст. 3).

      Указанные выше три характеристики валюты РФ, применимы и к иностранной валюте. Следует также отметить, что под международной расчетной единицей подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей и т.д.

      Более широким является понятие «валютные  ценности», в содержание которого входят:

      а) иностранная валюта;

      б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности

       (акции, облигации) и другие  долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

      в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

      г) природные драгоценные камни  — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

      Порядок и условия отнесения изделий  из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Закон формулирует понятия «резидент» и «нерезидент», тем самым разделяя всех действующих на валютном рынке  субъектов на эти две категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделения последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных определений «резидент» и «нерезидент» является на сегодняшний день необходимой, но еще не реализованной задачей. Так, документы Международного валютного фонда в качестве ориентира при формулировании понятия «резидент» используют «более тесную связь соответствующей хозяйственной единицы с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией»5.

      Национальное  валютное законодательство развитых государств с рыночной экономикой при отнесении субъектов валютных отношений к числу резидентов также придерживается критерия их тесной связи с национальной экономикой. Так, в США резидентами считаются правительственные учреждения, национальные компании и граждане, постоянно находящиеся или проживающие в стране. Заграничные же филиалы американских корпораций и дочерние компании считаются для США иностранными фирмами.

      В ФРГ к числу резидентов относятся  физические и юридические лица, предприятия, для которых «центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности»6.

      Во  Франции резидентами считаются  физические лица французской национальности, находящиеся во Франции или за пределами Франции не менее двух лет. А также иностранцы, находящиеся  во Франции более двух лет, за исключением  иностранных служащих. Резидентами считаются также юридические лица во Франции, за исключением дипломатических и консульских представителей, работающих во Франции.

      Резидентами по российскому законодательству являются:

      физические  лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

      юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской федерации;

      предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

      дипломатические и иные официальные представительства  Российской Федерации, находящиеся  за ее пределами;

      находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.

      Нерезидентами являются:

      физические  лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

      юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

      организации и предприятия, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

      находящиеся в Российской Федерации иностранные  дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

      находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

      Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке РФ, являются: а) создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств (в части, касающейся юридических лиц, иных предприятий и организаций); б) их место жительства или местонахождение.

      В сфере валютных операций резиденты  и нерезиденты могут наделяться различными правами и обязанностями, в отношении их по-разному может осуществляться и валютный контроль. Так, Центральный банк РФ, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации (ст. 5). В отношении нерезидентов Центральный банк таких полномочий, естественно, не имеет.

      Международные расчетные и валютно-кредитные  отношения России со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также  порядок и области применения иностранных валют отечественными предприятиями, организациями и гражданами регулируются рядом законодательных актов и инструктивных материалов некоторых ведомств. Важнейшими из них являются Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г.), Постановление СМ РФ от 6 марта 1993 г. N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" (с изменениями от 10 августа 1993 г.), а также Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. N 02-104 А) (с изм. и доп. от 15 сентября, 31 декабря 1992 г., 28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г., 16, 26 июня 1995 г., 17 июля 1997 г., 11 сентября, 7, 31 декабря 1998 г., 13 января, 18 июня 1999 г.).

      После издания указанных нормативных документов в некоторые из них были внесены дополнениям изменения, которые диктовались потребностями экономической жизни страны.

      В законодательных актах и ведомственных  инструкциях по валютным вопросам определены:

      • основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации;

      • виды валют и валютных ценностей, применяемых Российской Федерацией;

      • права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории России;

      • полномочия и функции российских органов и агентов валютного  регулирования и валютного контроля.

      Основные  принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации

      На  территории России официальной денежной единицей является российский рубль, и  в рублях осуществляются все платежи и расчеты, за исключением случаев, предусмотренных законом (порядок и условия расчетов в иностранной валюте в стране определяются Банком России).

      Расчетно-кредитные  операции в российских рублях и иностранных  валютах со странами ближнего и дальнего зарубежья проводят Центральный банк РФ и уполномоченные коммерческие банки, получившие лицензию Банка России на осуществление такой деятельности.

      Валютными операциями считаются:

      • операции, связанные с переходом  права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используются иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;

      • ввоз и пересылка в Россию (и  обратно) валютных ценностей;

      • осуществление международных денежных переводов;

      • расчеты между резидентами и  нерезидентами в российских рублях.

      Иностранные валюты и валютные ценности могут  находиться в собственности как  резидентов, так и нерезидентов, и это право защищается государством.

      Операции  с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля