Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 

Валютное  регулирование и  валютный контроль 

     Виды рублевых  счетов нерезидентов                                  

     Порядок  открытия  уполномоченными   банками   счетов   нерезидентов 

     в валюте Российской  Федерации                                      

     Правовой  режим   и   виды   операций,   совершаемых    нерезидентами 

     на рублевых счетах  типа "Н", "К"  и "Ф"                             

     Порядок     осуществления    контроля    уполномоченными     банками 

     за  операциями,  совершаемыми  нерезидентами  в  валюте  Российской

     Федерации                                                            

    Основополагающие  принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства определены в Законе Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29.12.98 г., 5.07.99 г.).

    Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:

    защита  валюты Российской Федерации;

    право собственности субъектов внешнеэкономической  деятельности на валютные ценности;

    порядок регулирования внутреннего валютного  рынка Российской Федерации;

    правовой  режим счетов резидентов в иностранной  валюте;

    валютные  операции, совершаемые резидентами  в Российской Федерации;

    правовой  режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;

    валютные  операции, совершаемые нерезидентами  в Российской Федерации;

    функции и полномочия органов валютного  регулирования.

    Законом N 3615-1 пересмотрено, что расчеты между  резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений (п.1 ст.2). Федеральным законом от 29.12.98 г. N 192-ФЗ указанный пункт Закон N 3615-1 дополнен новым абзацем, предусматривающим, что расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются также в валюте Российской Федерации, но в порядке, устанавливаемом Банком России. Следовательно, все операции нерезидентов в рублях являются предметом валютного регулирования и, во-первых, совершаются с ограничениями, установленными Банком России, в режиме рублевых счетов нерезидентов и, во-вторых, подлежат контролю со стороны органов валютного контроля.

    Ранее действовавший порядок приобретения и использования нерезидентами  валюты Российской Федерации, утвержденный инструкцией Банка России от 16.07.93 г. N 16, утратил силу в связи с введением в действие с 8 марта 2001 г. новой инструкции Банка России от 12.10.2000 г. N93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция). Данная Инструкция, являясь основополагающим нормативным документом Банка России, определяющим общий порядок открытия и использования рублевых счетов нерезидентами, внесла ряд значительных изменений в механизм осуществления нерезидентами операций в валюте Российской Федерации и контроля со стороны уполномоченных банков за законностью данных операций. Рассмотрим наиболее значимые изменения, введенные Инструкцией.

    В соответствии с п.1 ст.7 Закона N 3615-1 нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. В качестве уполномоченных банков для ведения счетов нерезидентов в российских рублях могут выступать банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (п.11 ст.1 Закона). Подчеркнем, что в соответствии с этим требованием Закона банки, не имеющие лицензии на осуществление валютных операций, не вправе открывать банковские счета нерезидентам в валюте Российской Федерации.

    Для целей валютного регулирования под нерезидентами понимаются:

    физические  лица, имеющие постоянное местожительство  за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся  в Российской Федерации;

    юридические лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, в том числе банки-нерезиденты;

    предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    находящиеся в Российской Федерации иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации, их филиалы и представительства;

    находящиеся в Российской Федерации филиалы  и представительства нерезидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также предприятий и организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации.

    Одним из основных отличий новой Инструкции от ранее действовавшей является введение новых типов рублевых счетов нерезидентам, а также изменение  правового режима данных счетов. 

Виды  рублевых счетов нерезидентов 

    Для осуществления операций в валюте Российской Федерации нерезиденты  могут открывать в уполномоченных банках три типа банковских счетов. Это счета типа "К", "Н", "Ф", причем количество указанных  счетов, открываемых на имя одного нерезидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается (п.1.3 Инструкции). Согласно ранее действовавшему порядку нерезиденты могли открывать только два вида рублевых счетов: "Т" (текущий) и "И" (инвестиционный). При этом для рублевых счетов типа "И" существовало ограничение, их можно было открывать только по одному и только в одном из уполномоченных банков.

    Следует отметить, что существенно изменен  порядок открытия нерезидентам банковских счетов в валюте Российской Федерации и по субъектному составу. Впредь счета типа "К" и "Н" могут открываться на имя как юридических лиц-нерезидентов, так и физических лиц-нерезидентов. Кроме того, Инструкцией предусматривается открытие счета типа "Ф", который предназначен исключительно для осуществления операций в валюте Российской Федерации физическими лицами-нерезидентами.

    Остановимся на порядке работы с указанными выше счетами.

    Рублевый  счет типа "К" - конвертируемый счет открывается, как было отмечено выше, физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам-нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном Инструкцией. Денежные средства на счетах типа "К" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в Российской Федерации без ограничений в соответствии с российским законодательством в пределах остатка денежных средств на данном счете.

    Рублевый  счет типа "Н" - неконвертируемый счет открывается физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам-нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным Инструкцией. С данного счета также можно осуществлять операции, связанные с покупкой иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, за счет рублевых средств, находящихся на счете, но с ограничениями, предусмотренными Инструкцией.

    В частности, денежные средства на счетах типа "Н" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

    поручение нерезидента на покупку иностранной  валюты за счет денежных средств, находящихся  на счете типа "Н", дается только тому уполномоченному банку, в котором нерезиденту открыт счет типа "Н";

    поручение на покупку иностранной валюты за счет денежных средств, находящихся  на счете типа "Н", исполняется  уполномоченным банком не ранее чем  через 365 календарных дней со дня  его представления нерезидентом в уполномоченный банк;

    в поручении на покупку иностранной  валюты должна быть указана сумма  денежных средств в валюте Российской Федерации, находящихся на счете  типа "Н", за счет которой будет  куплена иностранная валюта;

    в течение срока со дня представления нерезидентом в уполномоченный банк поручения на покупку иностранной валюты до дня его исполнения или отзыва остаток денежных средств на счете типа "Н" не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку иностранной валюты (п.3.8.4 Инструкции).

    Таким образом, Инструкция предписывает участникам валютных операций, в частности нерезиденту  и уполномоченному банку, при  совершении первым операции по покупке  иностранной валюты строго соблюдать  определенные правила. Для нерезидента  это - совершение рассматриваемой операции только в конкретном уполномоченном банке, в котором у нерезидента имеется счет типа "Н" (при этом ограничения по количеству открываемых счетов в уполномоченных банках в Инструкции отсутствуют); обязательное наличие денежных средств на счете типа "Н" и в объеме той суммы, которая указывается в поручении; остаток денежных средств на рублевом счете типа "Н" должен быть не снижаемым в пределах сумм, указанных в поручении на покупку иностранной валюты. Для уполномоченного банка предписанием является то, что исполнить поручение нерезидента на покупку иностранной валюты он может не ранее чем через 365 дней со дня принятия у нерезидента соответствующего поручения.

    Отметим, что Инструкция предоставляет определенную диспозитивность нерезиденту в отношении размера или объема приобретаемой нерезидентом иностранной валюты. Так, нерезидент вправе в любое время уменьшить сумму валюты Российской Федерации, указанную в поручении на покупку иностранной валюты, а также отозвать поручение на покупку иностранной валюты. В данном случае уменьшение суммы валюты Российской Федерации по сравнению с ранее указанной в поручении на покупку иностранной валюты не приостанавливает течение срока, предоставленного уполномоченному банку для исполнения поручения нерезидента, - 365 дней.

    Рублевый  счет типа "Ф" - счет физического лица открывается физическим лицам-нерезидентам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным Инструкцией. Денежные средства на счетах типа "Ф" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в Российской Федерации без ограничений в соответствии с российским законодательством в пределах остатка денежных средств на данном счете. 

Порядок открытия уполномоченными  банками счетов

нерезидентов в валюте Российской Федерации 

    Для открытия рублевых счетов типа "К", "Н" и "Ф" в валюте Российской Федерации нерезиденты обязаны  представлять в уполномоченные банки  пакет необходимых документов, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, а также документов, представление которых установлено требованиями раздела 2 Инструкции. Особого внимания заслуживает предписание Инструкция о том, что указанные счета могут открываться только на основании заключаемых уполномоченными банками с нерезидентами договоров банковского счета. Данное предписание вытекает из общих принципов взаимоотношений сторон по банковскому счету, основы которых установлены главой 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). По каждому типу счета и виду нерезидента (юридического или физического лица) Инструкция предусматривает самостоятельный перечень документов, представление которых является обязательным.

    Юридические лица-нерезиденты кроме банков нерезидентов для открытия счетов типа "К" и  типа "Н" представляют:

    легализованные  в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, где создано  это юридическое лицо, в том  числе учредительные документы  и документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. Под легализацией понимается получение организацией разрешения на осуществление какой-либо деятельности или ее узаконение или придание юридической силы какому-либо акту, действию. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. По Инструкции под легализацией следует понимать получение подтверждения подлинности имеющихся на документах подписей, которое производится путем учинения удостоверительной надписи консула на соответствующих документах;

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля