Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
 

Валютное  регулирование и меры по осуществлению  контроля за операциями, связанными с  движением капитала (Ткаченко Н.В., "Законодательство", 1998, N 1) 

Валютное  регулирование и  меры по осуществлению  контроля

за  операциями, связанными с движением капитала 

      1. Основные положения                                              

      2. Органы и агенты  валютного контроля                             

       3. Особенности   валютного   контроля   при осуществлении        

         внешнеторговой деятельности. Обязательная продажа  части        

         валютной выручки                                                

      4. Участие нерезидентов  в валютных операциях, связанных  с        

         движением капитала                                             

      5. Ответственность  за нарушение валютного  законодательства          

    В настоящей статье рассматриваются  вопросы валютного контроля за операциями, осуществляемыми в ходе предпринимательской деятельности. Регулированию валютных операций, производимых физическими лицами, будет посвящена отдельная статья. 

1. Основные положения 

    Основным  законодательным актом, определяющим принципы осуществления валютных операций, является Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Термин "валютные операции" объединяет операции, связанные с переходом права  собственности и иных прав на валютные ценности 1), в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылку из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.

    Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие и связанные с движением  капитала.

    К текущим валютным операциям относятся:

    а) переводы в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    в) переводы в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

    г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

    Под валютными операциями, связанными с  движением капитала, подразумеваются:

    а) прямые инвестиции, т. е. вложения в  уставный капитал предприятия с  целью извлечения дохода и получения  прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности  на здания, сооружения и иное имущество (включая землю и ее недра), относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

    Текущие валютные операции производятся резидентами  без ограничений; на осуществление  операций, связанных с движением капитала, требуется разрешение Банка России.

    При этом законодательство устанавливает  только режим осуществления валютных операций для резидентов Российской Федерации, оставляя "за кадром" нерезидентов.

    Резидентами являются:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

    б) юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

    в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

    г) дипломатические и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

    д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства  резидентов, указанных в подп. "б" и "в".

    К нерезидентам относятся:

    а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

    б) юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    г) находящиеся в Российской Федерации  иностранные дипломатические и  иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

    д) находящиеся в Российской Федерации  филиалы и представительства  нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в".

    Расчет  делается на то, что контрагентом нерезидента  на территории России, как правило, является резидент. Следовательно, для таких отношений необходимо и достаточно четко сформулировать "правила игры" для одной из сторон. А далее, в силу довольно жесткого контроля, вторая сторона будет вынуждена соблюдать установленные для ее контрагента правила. Однако следует отметить, что в условиях нестабильной экономической и политической обстановки именно такой способ регулирования может привести к негативным последствиям.

    Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 02-94 "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" существенно изменен перечень валютных операций, связанных с движением капитала, на проведение которых требуется разрешение Банка России. В частности, теперь не надо получать разрешение ЦБ РФ на переводы иностранной валюты, связанные с деятельностью международных организаций (правительственных и неправительственных), за исключением капитальных вложений; на зачисление на счета резидентов-некоммерческих организаций иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований; на переводы по договорам страхования, заключенные со страховщиками-нерезидентами; переводы в пользу нерезидентов в оплату подписок на периодические издания, за обучение и лечение физических лиц; на переводы резидентами пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов в соответствии с законодательством иностранных государств, а также некоторые другие операции, о которых речь пойдет далее.

    Существенные  изменения внесены в порядок  привлечения резидентами кредитов нерезидентов на срок более 180 дней. 6 ноября 1997 г. вступило в силу Положение о порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней 2). Действие данного документа распространяется на кредиты, предоставляемые иностранными юридическими и физическими лицами (кроме кредитов по экспортно-импортным операциям, кредитов, привлекаемых физическими лицами, и кредитов, привлекаемых уполномоченными банками от нерезидентов). Положение существенно ограничивает использование регламентируемых кредитов. За счет этих средств не разрешается осуществлять расчеты по обязательствам третьих лиц; покупать недвижимость; приобретать доли участия в уставном (складочном) капитале резидентов и нерезидентов, а также ценные бумаги, эмитированные резидентами и нерезидентами; погашать ранее привлеченные от нерезидентов кредиты.

    Положение устанавливает два типа режимов привлечения кредитов: разрешительный и регистрационный.

    Регистрационный порядок применяется, если:

    а) объем привлекаемого кредита  не превышает сумму, эквивалентную 100 млн долл.;

    б) процентная ставка по привлекаемому  заемщиком кредиту не превышает уровень 6-месячного долларового ЛИБОРа плюс 5%;

    в) общая сумма расходов по привлечению  кредита (за исключением платежей по процентам) не превышает 3% объема предоставленного кредита;

    г) предоставление, использование и  погашение кредитов не сопровождается другими валютными операциями, связанными с движением капитала.

    Кроме того, в регистрационном порядке  привлекаются: кредиты, предоставляемые  под гарантии Правительства России; пролонгируемые кредиты, ранее предоставленные  на срок до 180 дней, процентная ставка по которым не превышает уровень 6-месячного долларового ЛИБОРа плюс 5%; кредиты, не превышающие сумму, эквивалентную 1 млн долл., предоставляемые на развитие малого и среднего бизнеса по линии Европейского банка реконструкции и развития через его региональные венчурные фонды и подобные им структуры, действующие на территории Российской Федерации.

    При разрешительном порядке для проведения кредитной операции заемщику требуется  получить разрешение Банка России, выдаваемое Департаментом валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ (ДВР и ВК). Этот порядок применяется при привлечении кредитов, не отвечающих требованиям регистрационного порядка.

    Нарушение правил, установленных новым Положением, влечет применение санкций, установленных  валютным и банковским законодательством (см. далее).

    Для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии (разрешения) на совершение остальных  не запрещенных законодательством  валютных операций, связанных с движением  капитала, следует представить в  Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России документы, перечисленные в письме ЦБ РФ от 6 октября 1995 г. N 12-524. 

2. Органы и агенты  валютного контроля 

    Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

    При этом налагать штрафы за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

    Рассмотрим  полномочия отдельных органов и  агентов валютного контроля.

    Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России.

    Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля