Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Скачать)
 

Порядок валютного контроля за экспортными сделками 

    Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок валютного контроля за экспортом  товаров из России является Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"*(1) (далее именуется "Инструкция N 86-И"). Несмотря на то, что инструкция в качестве цели контроля указывает полноту и своевременность возврата в Россию валютной выручки, на самом деле она включает в себя реализацию всех задач валютного контроля.

    Следует иметь в виду, что действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные  между резидентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами, а также, если эти сделки предусматривают осуществление расчетов в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом товары.

    Однако  под ее действие не подпадают бартерные  сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, а также безвозмездные поставки. Если действие также не распространяется на экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности,*(2) что является объектом налоговых органов. О том же порядке толкования и применения положений Инструкции N 86-И говорится в Письме ГТК РФ от 13 января 2000 г. N 01-06/458 "Об осуществлении валютного контроля".

    Итак, валютный контроль при осуществлении  экспортных сделок распространяется на случаи, когда экспортерами выступают  юридические и физические лица, когда в качестве оплаты применяется иностранная валюта и российская валюта. В частности предусматривается обязательное зачисление российской валюты, также как и иностранной валюты, на счета в уполномоченном банке. Под выручкой по экспортной сделке понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.*(3)

    Возможность использования в качестве платежа по экспортной сделке российской валюты вытекает из того, что действующее законодательство допускает передачу иностранной стороной по контракту своих обязательств по оплате экспортированных товаров, выраженных в валюте РФ, третьему лицу-резиденту. То есть, в этом случае денежные средства в рублях могут поступить по паспорту сделки в пользу экспортера от резидента. В отличие от ранее действовавшего порядка в настоящее время отсутствует требование указывать в документах валюту платежа, что позволяет использовать недобросовестным экспортерам обходить требование о возврате выручки на счета в уполномоченном банке.

    В целях достижения задач валютного  контроля Банк России и ГТК РФ в  своей Инструкции - N 86-И определяют особый механизм осуществления экспортной сделки, который отличается от обычных сделок купли-продажи на внутреннем рынке. Контракт (договор) по внешнеэкономической сделке должен соответствовать положениям гражданско-правового законодательства. Вместе с тем экспортер не может не учитывать не предусмотренные Гражданским кодексом РФ "Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов"*(4), которые были подготовлены Министерством внешнеэкономических связей в 1996 году в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-и.

    Сама  внешнеэкономическая сделка может  быть заключена путем составления  одного документа, подписанного сторонами. Одновременно допускается заключение сделки путем обмена документами  посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны по контракту (договору)*(5). Намного сложнее ответственному сотруднику банка дать квалификацию сделки, если контракт является трехсторонним (например, заключен между резидентом и двумя нерезидентами).*(6)

    Особенность внешнеэкономической сделки состоит  в том, что на механизм гражданско-правовой сделки накладывается комплекс требований, предписываемых нормами валютного  законодательства, базирующихся на административно-правовом методе. Экспортер для осуществления сделки по продаже товара иностранному контрагенту помимо соблюдения положений Гражданского кодекса обязан выполнить требования валютного законодательства, что естественно усложняет положение экспортера по сравнению с продавцами на внутреннем рынке. В частности, к дополнительным обязанностям, обусловленным валютным законодательством, относится:

    1. заполнение паспорта сделки - специального  документа, применяемого только  в целях валютного контроля, содержащего  некоторые сведения из контракта, определяющего порядок осуществления экспортной сделки между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки обеспечивает функцию базового документа в осуществлении валютного контроля, содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке. Он оформляется самим экспортером на специальном бланке, полученном в уполномоченном банке.*(7). В случае осуществления внешнеэкономической сделки через посредника-резидента (на основании агентского договора) экспортером выступает агент, который от своего имени выступает экспортером и одновременно отвечает за своевременное возвращение экспортной выручки на свой счет в уполномоченном банке.*(8) В случае, когда экспортером является индивидуальный частный предприниматель без образования юридического лица, строка паспорта сделки "Дата государственной регистрации" может быть не заполнена. Отсутствие данной информации в паспорте сделки не должно являться основанием для отказа в таможенном оформлении товаров*(9);

    2. зачисление всей выручки от экспортной сделки на рублевый или валютный счет в уполномоченном банке, который выступает агентом валютного контроля и подписывает паспорт сделки. Возможные исключения в этом порядке уполномочен делать только Банк России. Как уже отмечалось, применение рублевого счета предполагает возможность оплаты за товар в рублевой валюте.

    Следует иметь в виду, что на нерезидентов вышеуказанные требования не распространяются. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в счет исполнения условий контрактов, заключенных между двумя нерезидентами, осуществляется без предоставления в таможенные органы паспорта сделки. Однако, в случае вывоза нерезидентом (филиалом/представительством нерезидента) с территории Российской Федерации товара, приобретенного у российского лица, при таможенном оформлении данного товара в таможенный орган представляется договор купли-продажи, по которому был приобретен вывозимый товар, и паспорт сделки, оформленный в соответствии с этим договором.*(10) В данном случае продажа на территории России товара филиалу нерезидента, при условии, что товар вывозится за границу, приравнивается к экспортной сделке.

    При получении соответствующего разрешения Банка России экспортер вправе зачислять  выручку от экспортной сделки на счет в иностранном банке. В этом случае паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации экспортера. Это же территориальное учреждение обязано осуществлять контроль за проведением операций по внешнеэкономической сделке в соответствии с данными паспорта сделки.

    Во  всех остальных случаях паспорт  сделки представляется в обслуживающий  экспортера уполномоченный банк. Паспорт  сделки оформляется самим экспортером  в двух экземплярах по каждому  заключенному экспортером контракту. Подписанные экспортером экземпляры паспорта сделки вместе с оригиналом и копией контракта, на основе содержания которого должен составляться паспорт сделки, представляются в уполномоченный банк, где открыт счет экспортера. В случае если объем контракта занимает объем более 5 листов, то по согласованию с банком экспортер вправе вместо копии всего контракта представить в банк выписки из этого контракта, которых достаточно для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки. Выбор содержания выдержек из контракта определяется реквизитами паспорта сделки.

    Если  содержание контракта предусматривает  предоставление контрагенту (иностранной  стороне) отсрочку платежа на срок свыше 90 календарных дней, то экспортер  обязан дополнительно к указанным документам предоставить еще и копию разрешения Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала. Однако в Положении ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999*(11) дается иной порядок действий, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней. В этом случае, оформление паспорта сделки производится уполномоченным банком без представления экспортером разрешения Центрального банка РФ.

    Далее в той же Инструкции N 86-И определено, что экспортер обязан предоставлять копию разрешения Банка России по каждому другому случаю, если в контракте предусматриваются другие разновидности валютных операций, связанных с движением капитала, на осуществление которых законодательством предусмотрено получение разрешения Банка России.

    Все предоставляемые в уполномоченный банк копии документов подтверждаются на предмет их соответствия их оригиналам подписью лица, имеющего право первой подписи и оттиском круглой печати экспортера. Те же образцы подписи и печати хранятся в том же банке, куда представляются заверенные копии.

    Ответственный сотрудник банка, уполномоченный самим  банком подписывать паспорта сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени своего банка, обязан проверить правильность заполнения паспорта сделки и соответствие его содержания действующему законодательству.*(12)

    Следует отметить, что уполномоченный банк не просто имеет право, а обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. В данном случае речь идет о любом документе, связанным с внешнеторговой сделкой. В свою очередь, клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России.*(13)

    Главное, на что должен обращать внимание ответственный  сотрудник банка в целях валютного  контроля - это:

    - условия расчетов на экспортируемые  товары;

    - наличие в контракте условий,  предусматривающих поступление  выручки за экспортируемые товары  на банковский счет экспортера  в уполномоченном банке;

    - на наличие или отсутствие  в контракте условий, предусматривающих  проведение валютных операций, связанных с движением капитала*(14).

    Ответственный сотрудник банка затем обязан подписать один экземпляр паспорта сделки. Помимо этого на оборотной  стороне листа оригинала контракта, содержащего подписи сторон, он также  обязан сделать запись "Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) "(число)" (месяц) (год)", а также поставить свою подпись и печать банка.*(15)

    При этом один экземпляр*(16) паспорта сделки должен быть возвращен экспортеру вместе с оригиналом контракта. Второй экземпляр паспорта сделки служит основанием для формирования уполномоченным банком досье, которое формируется по каждому паспорту сделки. Досье служит целям осуществления валютного контроля, включает помимо паспорта сделки также другие документы, поступающими в банк в связи с операциями в рамках реализации контракта. Конкретно в перечень документов, включаемых в досье входят:

    - оригинал паспорта сделки;

    - копии контракта (либо выписки  из контракта) и изменений и  дополнений к нему;

    - копии разрешений, представленных  экспортером в банк на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

    - копии межбанковских сообщений,  подтверждающих поступление в  пользу экспортера (либо перевод  экспортером иностранному контрагенту)  денежных средств по контракту;

    - иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данными паспорта сделки.

    Уполномоченные  банки обязаны подготовить, утвердить  и довести до сведения клиентов внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного  контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров. Каждый банк имеет свою внутрибанковскую инструкцию по осуществлению валютного контроля за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров и документы по организации документооборота между структурными подразделениями самого банка, а также между подразделениями банка и его клиентами*(17). В содержание подобных внутрибанковских инструкций, как правило, включают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта, оперативное информирование и т.п.).

    Помимо  досье банк формирует ведомость  банковского контроля, которая является частью досье. Речь идет о документе  валютного контроля, содержащего  сведения об операциях по контракту, в том числе идентификационные сведения по экспортеру и контракту, данные о стоимости товаров, сведения о проводимых операциях по контракту, сведения о платежах. Ведомость банковского контроля ведется в электронном виде, но также делается ее бумажный аналог. Распечатка на бумажном носителе должна делаться по запросу представителей органов валютного контроля, либо по заявлению экспортера в целях отчета об операциях по контракту. Бумажный носитель ведомости банковского контроля подписывается ответственным лицом банка, а также заверяется печатью банка. По окончании всех операций и расчетов по контракту она помещается в досье.

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля