Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Скачать)
 

Валютное  законодательство:

процесс либерализации пошел... 

    5 июля вступили в силу изменения  и дополнения в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенные Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ. Эти изменения являются наиболее значительными из всех внесенных в Закон ранее, поскольку направлены на снятие неэффективных ограничений в данной сфере и либерализацию регулирования валютной деятельности. Причем следует добавить, что на этом процесс либерализации не заканчивается и уже в октябре планируется внести в Правительство РФ проект новой редакции Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А пока остановимся на основных из внесенных в действующий Закон изменениях.

    Уточнены  понятия ценных бумаг, номинированных в в российской и иностранной валюте (п.2 ст.1, п.4 "б" ст.1 Закона)

    Ценные  бумаги являются объектом гражданских  прав, и определение этого понятия  содержится в ГК РФ. Ранее действующая редакция Закона относила к ценным бумагам аккредитивы, что было некорректно, поскольку гражданское законодательство относит аккредитивы не к ценным бумагам, а к формам безналичных расчетов (гл.46 ГК РФ). В новой редакции это несоответствие устранено.

    Значительно расширен перечень переводов неторгового  характера, осуществляемых без специального разрешения (п.9 "г" ст.1 Закона)

    В зависимости от цели платежа все  валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением  капитала.

    Так, для текущих валютных операций не предусмотрено ограничений, то есть для их совершения не требуется специальных разрешений ЦБ России.

    К таким операциям относятся и  переводы неторгового характера.

    До  внесения изменений в перечень переводов  неторгового характера возникало  много вопросов о критерии отнесения  тех или иных операций к разряду неторговых, поскольку Закон в качестве таковых предусматривал только переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и оставлял данный перечень открытым. Поэтому приходилось обращаться к перечням неторговых операций, содержащихся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств.

    Теперь  Закон однозначно разрешает осуществлять целый ряд переводов без обращения  в ЦБ России. В новой редакции перечень переводов неторгового характера также является открытым, но при этом четко определено, что иные валютные операции, относящиеся к данной категории, будут устанавливаться Правительством РФ.

    Введено новое понятие - свободно конвертируемая валюта (п.12 ст.1 Закона)

    Необходимость введения данного понятия обусловлена  тем, что резидентам в ряде случаев  предоставлено право открывать  счета в банках за пределами территории РФ в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой.

    При этом Закон предоставляет ЦБ России право осуществлять отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой.

    Определен момент, с которого отсчитывается  срок платежа (п.13 ст.1 Закона)

    Урегулирован  вопрос, что отсчет сроков платежа  при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ. Этот момент является принципиальным для отсчета срока репатриации валютной выручки по некоторым операциям, связанным с движением капитала (п.2 ст.6 Закона).

    Определение срока валютной операции по факту  вывоза товара (а не с момента  перехода права собственности на него) очень важно для единообразного регулирования. Поскольку момент перехода права собственности может определяться по общему правилу передачей вещи либо определяться договором.

    Порядок подтверждения таможенными органами даты фактического вывоза товаров с  таможенной территории Российской Федерации  определен распоряжением ГТК России от 24 мая 1999 г. N 01-14/615 (зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1999 г. N 1811) в редакции распоряжения ГТК России от 27 декабря 1999 г. N 01-14/1446 (зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2000 г. N 2055).

    В соответствии с положениями Инструкции в учетных карточках таможенно-банковского контроля предусмотрено указание даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации (строка "Дата вывоза экспортируемых товаров").

    Резидентам  предоставлено право иметь счета  за рубежом в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой (п.2 ст.5 Закона)

    Такие счета должны использоваться для  расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным  с субподрядчиками, выполняющими отдельные  виды работ (услуг), расчетов, связанных  с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами - гражданами РФ, осуществляемых в соответствии с этими договорами.

    Перечень  иностранных государств и их валют, в которых резиденты могут  открывать указанные счета, должен быть разработан ЦБ России в месячный срок со дня вступления Закона в силу. При этом следует иметь в виду, что этот перечень будет исчерпывающим (ст.2 Закона).

    Закон также уполномочивает ЦБ России устанавливать порядок открытия указанных счетов и предоставления информации о них.

    Предполагается, что такие счета могут открываться  без получения лицензии ЦБ России, но с уведомлением его об их открытии, то есть порядок открытия счетов будет  не разрешительный, а уведомительный.

    Кроме того, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно перед ними отчитываться о движении денежных средств на этих счетах (с приложением банковских выписок по таким счетам).

    Сняты ограничения с некоторых валютных операций, связанных с движением  капитала (п.2 ст.6 Закона)

    Теперь  четыре вида операций, связанных с  движением капитала, могут осуществляться в режиме текущих валютных операций, то есть без разрешения ЦБ России. Вместе с тем при их совершении должны быть соблюдены определенные условия: 

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

|        Валютные операции          |               Условия             |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Расчеты за  экспорт товаров по  меж-|Срок  возврата  валютной  выручки -|              |

|дународным договорам   поставки  ма-|три года с даты  фактического  пере-|

|шинно-технической  продукции с  дли-|сечения этими   товарами  таможенной|                        |

|тельным циклом  производства  (раз-|границы РФ                         |

|(разделы XVI,  XVII,  XIX  Товарной|                                   |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Расчеты за  производимые резидентами|Срок возврата  валютной  выручки  не|

|за пределами  территории  РФ  строи-|должен  превышать пяти  лет  с   даты|

|тельные и подрядные  работы         |заключения  договора                |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Расчеты, связанные   со  взносами  и|Срок возврата  страховых премий - не|

|и выплатами  по  страхованию  и  пе-|более  пяти лет  с  даты  заключения|

|рестрахованию                      |договора                           |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Переводы физического   лица -  рези-|Сумма перевода не  должна  превышать|

|дента из  России  и  в  Россию  для|75 тысяч  долларов в течение  кален-|

|приобретения  и  реализации  ценных|дарного года и в течение 10 рабочих|

|бумаг                              |рабочих дней с  даты  осуществления|

|                                   |перевода должен быть уведомлен   на-|

|                                   |логовый орган по месту учета физи-|

|                                   |ческого лица. Эта обязанность   воз-|

|                                   |лагается  как   на   уполномоченный|

|                                   |банк, через  который  был   совершен|

|                                   |перевод, так и на физическое лицо  |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————  

    Согласно ст.5 Таможенного кодекса РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом РФ. 

    Пример

    Производится  вывоз товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности РФ с условием возврата валютной выручки от их реализации в течение не более трех лет.

    Ситуация 1. Товары приняты к таможенному оформлению до 5 июля 2001 г.

    Требуется получение разрешения на отсрочку платежа  на срок свыше 90 календарных дней, выдаваемого  ЦБ России либо федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и представление его при таможенном оформлении.

    Ситуация 2. Товары приняты к таможенному оформлению с 5 июля 2001 г. (включительно).

    На  данную операцию распространяется норма Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Следует иметь в виду, что в отношении  товаров, расчеты по которым разрешается  осуществлять в течение трех лет, таможенные органы будут обращать особое внимание на соответствие описания товара (графа 31 ГТД) представленным при таможенном оформлении документам. Не исключено проведение таможенного досмотра в порядке, установленном приказом ГТК России от 16 мая 2001 г. N 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля". Определен срок для выдачи ЦБ России лицензий (ст.61 Закона)

    Любое разрешение теперь должно выдаваться в течение двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения. Ранее документами Банка  России определялись различные сроки для выдачи разрешений.

    Так, Приказом ЦБ России от 19 августа 1999 г. N ОД-320 "О порядке подписания разрешений (лицензий), выдача которых в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" относится к компетенции Банка России" установлен срок рассмотрения обращения резидентов за разрешением (лицензией) на осуществление капитальной операции - 30 календарных дней со дня поступления в Банк России полного комплекта запрашиваемых документов.

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля