Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
Н. Щеголева,
канд. экон. наук
Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой. Тактические цели его состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции. Эти ограничения связаны, прежде всего, с основными микроэкономическими показателями данных стран: низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, более высокая инфляция по отношению к инфляции в странах с конвертируемой валютой, высокий уровень долгового бремени, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость рыночных институтов, недостаточное урегулирование отношений собственности.
На различных этапах экономического развития в той или иной степени к введению валютных ограничений прибегали практически все государства мира. В странах Западной Европы данные меры широко использовались после окончания. Второй мировой войны, в годы восстановления своих экономик, а в настоящее время контроль за валютными операциями практически сводится к их учету. В переходный период развития рыночных отношений действуют довольно жесткие валютные ограничения, с тем чтобы предотвратить как отток капитала из страны, так и расширение притока иностранного капитала, что неизбежно влечет за собой увеличение в обращении денежной массы, а затем и усиление инфляционных процессов. Или же, наоборот, может произойти отток капитала из страны в поисках стабильного и прибыльного вложения. Бесконтрольный приток и отток капитала неизбежно влечет за собой попеременное увеличение и сокращение спроса на иностранную валюту, следовательно, и нежелательное колебание процентных ставок.
В современных российских условиях продолжается «бегство» капиталов за рубеж, при этом используются трудно контролируемые методы и каналы их переброски. Среди них, например, можно отметить использование оффшорных фирм за рубежом, принадлежащих российским резидентам или контролируемых ими, нелегальные пути перекачки средств, проложенные через государства СНГ, использование рынка наличной иностранной валюты и т.д. Так, Россия в июне 2000 г. попала в список государств, не борющихся с отмыванием денег, вместе с другими 14 странами, в том числе Израилем и такими известными налоговыми гаванями, как Острова Кука, Каймановы, Багамские и Маршалловы Острова, Лихтенштейн. Но эти государства добились успехов в борьбе с перетоком «грязных» денег и в июне этого года были признаны благонадежными.
В этой связи сохраняется потребность в развитой, эффективно действующей системе валютного регулирования и валютного контроля в России, которые должны обеспечивать защиту экономики страны от любых (внутренних и внешних) противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. С этих позиций следует рассматривать меры, направленные на обеспечение: системности валютного контроля, укрепления его правовой и нормативной базы, организационного построения, внутреннего и внешнего взаимодействия элементов системы валютного контроля, информационно-технической базы, кадрового обеспечения. Этот комплекс проблем предполагает проведение адекватной политики развития и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.
Основы регулирования валютного курса апробированы длительной практикой в европейских и азиатских странах. Операции с капитальными счетами, как правило, запрещены, за очень редким исключением (обычно это репатриация прибыли для иностранных прямых инвесторов), а доступ к иностранной валюте разрешен для проведения торговых и туристических операций (с учетом налагаемых ограничений). Рынок обмена валюты остается открытым, но доступным только импортерам и банкам при наличии специальной лицензии. Вместе с тем экспортеры при принудительном регулировании должны продавать свою валюту на внутреннем валютном рынке, а ЦБ - управлять валютным курсом путем покупки или продажи валютных ресурсов для поддержания сбалансированности рынка. Такая система не предполагает запрета на наличие иностранной валюты, а лишь ограничивает и контролирует способы ее покупки.
Ключевые аспекты валютного контроля за капиталом в соответствии с опытом европейских и азиатских стран могут быть объединены в три основных принципа:
централизованное регулирование (так, опыт Франции доказывает необходимость передачи значительной свободы действий одному органу, в данном случае - ЦБ), а также необходимость централизации самого процесса принятия решений (во Франции это было осуществлено через создание специального комитета при Министерстве финансов, в который входили глава Центрального банка, глава Казначейства и другие высокопоставленные лица);
сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования);
последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию, т.е. валютный контроль является инструментом, а не целью. Если он используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как контроль будет рассматриваться как не легитимный. Так, фактором, определившим эффективность валютного контроля и контроля за капиталом во Франции, Италии и Японии в 50-е и 60-е гг., было одобрение его большей частью общества как части долгосрочной стратегии экономического развития.
Основные цели валютного контроля предполагают, прежде всего, сокращение не связанных с торговлей обменных операций. Они обычно подразумевают: запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте без разрешения ЦБ и кредитов нерезидентам как в национальной, так и иностранной валюте без соответствующего разрешения ЦБ; обязательства экспортеров репатриировать экспортные доходы (что может означать либо обмен иностранной валюты на национальную или размещение иностранной валюты на счете ЦБ) и запрет для импортеров осуществлять предоплату ввозимых товаров; запрещение, за некоторыми исключениями для резидентов (частных лиц, предприятий и банков), иметь банковский счет в банках-нерезидентах; организацию внутреннего обменного рынка, открытого только для банков, нередко с ограничением их числа.
Основные цели валютного регулирования на современном этапе реформирования экономики России заключаются, прежде всего, в сокращении дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров; поэтапном обеспечении конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия. К таковым относятся эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены.
Представляется также важным создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала; противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.
Достижение указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по данным направлениям. В этой связи политика валютного регулирования должна строиться на следующих принципах: ограничение использования иностранной валюты во внутреннем обороте; постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала; усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства; приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в международные валютно-финансовые институты; расширение учетно-аналитических функций Банка России.
В последнее время развернулась борьба, с одной стороны, между Банком России и Минфином и, с другой стороны, представителями крупного бизнеса, прежде всего экспортерами сырья, прямо заинтересованными в снижении курса рубля, в легализации хранения валютной выручки за рубежом, а также крупнейшими банками, стремящимися создать себе дополнительный источник доходов на валютных спекуляциях, за существенную либерализацию валютных операций и ослабление валютного регулирования. Особенно настоятельно дискутируется вопрос о необходимости существенного сокращения и отмены норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
Вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» от 8 августа 2001 г., в соответствии с которым норма обязательной продажи экспортерами своей валютной выручки снижена с 75 до 50%, не поставило точку в данной полемике. Конфликт интересов между крупнейшими экспортерами и Банком России получил новое развитие. Среди доводов в пользу изменения режима валютного регулирования в сторону его постепенной либерализации звучат, например, такие, как неэффективность существующего валютного режима, вследствие чего в страну своевременно не поступает экспортная выручка и не погашаются в срок импортные авансы.
Далее,
повышение трансакцизных
Еще один довод: валютное регулирование неразрывно связано с избыточной ликвидностью, которая в свою очередь создает угрозу ускорения роста цен. Опыт последних лет показал, что российская экономика оказалась неподготовленной к эффективному освоению притока валюты в результате резкого увеличения цен на энергоносители. Действовавший норматив обязательной продажи валютной выручки при огромном положительном сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных резервов, с другой - к образованию избыточной рублевой ликвидности. Это представляет определенную угрозу для макроэкономической стабильности, и, прежде всего для сохранения контроля за инфляцией.
И, наконец, произошло некоторое улучшение современной ситуации - экономический рост и существенный положительный торговый баланс по результатам 2000 г. Положительное сальдо счета текущих операций составило 46,3 млрд. долл. Внешнеторговый оборот увеличился на 30,6% и составил 150,4 млрд. долл. Положительное сальдо торгового баланса сложилось в объеме 60,7 млрд. долл.1 Однако не следует забывать о том, что принятие договоренности с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долгов РФ существенно ослабило нагрузку на бюджет и укрепило положение страны на международных финансовых рынках.
Основной противник либерализации валютного рынка в лице Банка России считает, что ее реализация позволит экспортерам задерживать значительные объемы средств за рубежом на длительное время, что нецелесообразно. Обусловлено это рядом причин. Одна из них - внутренняя конвертируемость рубля, т.е. на него нет спроса как на иностранную валюту за пределами РФ. В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы валютная выручка не только поступала в страну, но и попадала прежде всего на валютный рынок. Если она в значительных размерах будет оставаться на банковских счетах экспортеров, тогда (даже при положительном торговом и платежном балансах) на внутреннем валютном рынке может возникнуть нехватка долларовых средств, что приведет к падению курса рубля по отношению к доллару. Регулирование обменного курса рубля может быть использовано как инструмент для соблюдения правил и норм экономической политики. Если доступ к иностранной валюте ограничен, то можно связать эти ограничения со степенью соблюдения существующего регулирования, будь то фискальное, пруденциальное или другое. Репатриация прибыли должна быть связана либо с долей затрат на производство, либо с долей продукции, которая должна быть экспортирована. Когда финансовые рынки полностью либерализованы, любая экономическая политика находится под прямым влиянием игры на международных биржах. Потоки капитала, мобилизуемые такой спекулятивной игрой через инвестирование денежных средств, тормозят развитие возможностей и резервов ЦБ. В данной ситуации у правительства нет другой альтернативы, кроме проведения той политики, в которой заинтересованы биржевые спекулянты. Но если они не верят в надежность реализуемой экономической стратегии, даже если эта политика удовлетворяет их интересы, они будут продолжать критиковать ее, уверенные в том, что она не будет длительной. Это классическое само реализующееся ожидание и парадокс надежности объясняют, почему страны, проводящие политику процентных ставок, - такие, как Мексика, Бразилия, - до сих пор вынуждены сталкиваться с огромными потоками спекулятивных денежных средств, что обычно приводит к плачевным результатам.
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля