Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе
В. Н. Мельников,
зам.
Председателя Банка России
Представляемый читателю материал является фактически продолжением статьи, посвященной роли Банка России как основного органа валютного регулирования и валютного контроля, которая была опубликована на страницах данного издания в декабре I997 г. С момента выхода первой статьи прошло уже полгода. Отдельные задачи, которые возникли перед Банком России в последние месяцы 1998 г. - период острого финансового кризиса - и требовали принятия экстренных решений, достаточно четко и последовательно выполняются. Однако многие проблемы, связанные как с регулированием внутреннего валютного рынка и контролем за действиями на нем его участников, так и с регулированием и контролем внешнеэкономической деятельности, еще нуждаются в разработке и принятии ряда мер нормативного и организационного свойства.
Для лучшего понимания логики последовательности мер Банка России по обеспечению стабильности ситуации на внутреннем валютном рынке необходимо вкратце еще раз остановиться на сути тех решении, которые были приняты в последние месяцы прошлого года. Напомню, что в сентябре 199К г. из-за задержки поступления в страну экспортной валютной выручки произошло существенное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие колебания курса рубля к доллару. В сложившихся условиях, учитывая, что практически единственным источником предложения валютных ресурсов является продаваемая экспортерами валютная выручка. Банк России в срочном порядке принял пакет мер регулирующего воздействия, направленных на обеспечение полноты и своевременности се репатриации и создание нового механизма регулирования внутреннего валютного рынка, отсекающего возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Главное, что было сделано:
во-первых, совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за ее незачисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные в документах таможенно-банковского контроля;
во-вторых, изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило экономически более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок;
в-третьих, установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении операций покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и целевым использованием приобретенной валюты;
в-четвертых, организованы ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.
По состоянию на сегодняшний день Банк России имеет основания констатировать, что в результате предпринятых регулирующих мер и усиления контрольно-инспекционной работы первая, самая неотложная, задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной валютной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке выполняется.
Обеспечено стабильное предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за счет возврата в страну экспортной валютной выручки. Объемы ее продаж на специальных торговых сессиях ММВБ (а это основная биржевая площадка страны) увеличилась с 1,7 млрд. дол. в октябре до 2,5 млрд. дол. в декабре I998 года.
Невозврат валютной выручки от экспорта товаров в целом за I998 г. (даже несмотря на то, что в августе - сентябре часть ее "застряла" за границей) составил 5% против 7 - 9% в предыдущие годы. Это весьма позитивный результат даже в сопоставлении со многими европейскими странами с устоявшейся рыночной экономикой и солидным и продолжительным опытом применения валютного контроля, где приемлемый уровень ее непоступления - 8 - 10%.
Следует особо подчеркнуть ту большую роль к повышении наполняемости рынка валютными ресурсами, которую сыграло увеличение норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки с 50 до 75%. Введение новой нормы стало возможным к результате оперативных и согласованных действий Правительств Российской Федерации, Банка России и Государственной Думы при работе над проектом Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Учитывая особую важность и необходимость безотлагательной реализации данного решения, после принятия указанного Федерального закона 29 декабря 1998 г. Банком России уже 31 декабря были внесены необходимые изменения в нормативно-правовую базу.
В результате, несмотря на ежегодное сезонное сокращение поступлений валютной выручки в начале каждого года, в январе 1999 г. наполняемость рынка валютными ресурсами сохранилась на уровне предыдущего месяца. В последующие месяцы предложение экспортной валютной выручки на рынке (в том числе и за счет улучшения конъюнктуры на мировых товарных рынках и повышения на них цен на нефть и газ, во многом определяющих структуру российского экспорта) стабильно увеличивалось - до 2,6 млрд. дол. в феврале и 3 и 3,1 млрд. дол. в марте, апреле 1999 года.
В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики.
Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресуpсoв и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает, во-первых, из специфики первоначального накопления капиталов путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, и во-вторых, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень, доходов в обстановке спада производства и в, прямо скажем, своеобразном деловом климате и условиях ведения бизнеса (очень тяжелое налоговое бремя; криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса; недостроенность, рыночной институциональной и правовой базы и т д.). Нельзя сбрасывать со счетов и общую высокую степень кредитного риска, связанную, в первую очередь, с риском неплатежей, порождающие цепную реакцию локальных и системных платежных кризисов. (Здесь нельзя не согласиться с исследованиями Института экономики РАН, обосновывающими высокую корреляционную зависимость между риском неплатежей и экономике и бегством капитала.)
В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер вообще и внутреннего валютного рынка и частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны стал вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих законодательных и нормативно-правовых норм, т. с. в легальных или легализованных формах, которые оказывались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.
Но если в предшествующие годы утечка капитала из России, ежегодно составляя примерно 20 - 25 млрд дол., хотя бы в какой-то части "компенсировалась" притоком иностранных инвестиционных и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях резкого сокращения иностранных инвестиций и кредитов ситуация в принципе иная: бегство капитала "съедает" сегодня примерно половину экспортной валютной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу, заложенные в федеральном бюджете на 1999 г. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны (и продолжение этого явления в прежних масштабах) может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия денежных властей по укреплению российской валюты.
Наиболее значительная часть капитала (по самым скромным подсчетам автора - примерно 18 - 19 млрд дол) уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту продукции.
Необходимо признать, что в стране сформировалась организованная сеть недобросовестных хозяйствующих субъектов, "специализирующихся" на использовании "серых" схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами (фактически - притворными сделками)- Такое положение во многом является следствием свободного доступа любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. Начало этому было положено в период прекращения функционирования системы государственной монополии внешней торговли и имело целью интегрировать российские предприятия в мировое хозяйство на основе формирования ими прямых связей с иностранными контрагентами. На сегодняшний день практически все производители экспортной продукции накопили большой опыт работы на внешнем рынке, имеют квалифицированный персонал, способный решать задачи продвижения российских товаров на мировые рынки. В области импорта товаров также сформировались устойчиво работающие внешнеторговые фирмы, имеющие как своих постоянных зарубежных поставщиков, так и стабильные рынки сбыта продукции внутри страны.
Вместе с тем сейчас, т. с. по прошествии уже почти десяти лет работы в условиях либерализации внешнеторговой деятельности, вес более явно начинают проявляться негативные стороны практики свободного и ничем не ограниченного выхода на внешний рынок, используемого недобросовестными предпринимателями для организации крупномасштабной утечки валютных ресурсов из страны.
Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков - крупнейших покупателей иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так называемые "фирмы-однодневки" ("фирмы-однодневки", как правило, состоят из одного-двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру) и минимально допустимый уставный капитал в 100 минимальных размеров оплаты труда (8,4 тыс. руб.). Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. дол. для оплаты поставок по импортным контрактам. Как правило, платежные условия таких контрактом предполагают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются оффшорные зоны. Несмотря на очевидно фиктивный характер таких сделок, действующее законодательство не предоставляет уполномоченному банку права отказать клиенту в совершении сделки.
Скорость создания "фирм-однодневок" превышает возможности государства по осуществлению контроля за их деятельностью. Еще несколько лет назад количество экспортеров и импортеров в России составляло примерно 40 - 50 тыс. Сейчас же, по оценкам Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, число участии кок внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс. Не являются редкостью и такие случаи, когда на один паспорт в день создастся до 10 внешнеторговых фирм. Никаким иным занятием, кроме участия в операциях по "выводу" капитала из страны, эти фирмы не занимаются. Вся их деятельность заключается в оформлении фиктивного импортного контракта, покупке под него валюты на валютной бирже и переводе ее за границу, преимущественно в территории с офшорной юрисдикцией.
Следует также признать, что специфика ''бизнеса", которым занимаются "фирмы-однодневки", делает в значительной мере бессмысленной работу органов валютного кот-роля и правоохранительных органон, поскольку, как правило, фирма исчезает раньше, чем попадает и поле их зрения.
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля