Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль:
перспективы
развития нормативно-правовой
базы
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность таможенных органов, является Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Этот кодифицированный акт вступил в силу сравнительно недавно - в июле 1993 г., однако за прошедший период правовые и экономические отношения в обществе заметно изменились. Необходимость принятия новой редакции Кодекса очевидна и для государственных органов, участвующих в законодательном процессе, и для всех лиц, имеющих интересы в области внешнеэкономической деятельности.
Государственный таможенный комитет РФ подготовил такой законопроект и внес его установленным порядком в Правительство РФ. Следующим шагом будет рассмотрение данного документа в Государственной Думе. Согласование положений новой редакции Таможенного кодекса с заинтересованными министерствами, ведомствами и крупнейшими объединениями участников внешнеэкономической деятельности длилось примерно год. За это время были учтены все объективные замечания и предложения, достигнуты допустимые компромиссы по предполагаемому правовому регулированию прав, обязанностей и действий всех лиц, участвующих в таможенных правоотношениях.
Названный проект отвечает реалиям сегодняшнего дня, а также общепризнанным международным нормам, что представляется особенно важным, если вспомнить о желании России вступить в ВТО. В данной публикации мы затронем лишь одну из глав - главу 59 "Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами". Она состоит всего из четырех статей, однако их емкие формулировки содержат много нового, и возможно, с их помощью удастся существенно облегчить выполнение таможенными органами своих задач в области валютного контроля и обеспечить соблюдение прав иных лиц.
Уже
первая статья указанной главы проекта
(ст.442) наделяет федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела*(1)
О необходимости нормативного закрепления такого статуса свидетельствует анализ имеющейся судебной практики. Часто органы государственной власти и иные лица пытаются оспорить, в том числе в судебном порядке, само право таможенных органов осуществлять валютный контроль, в частности, право Государственного таможенного комитета РФ издавать акты, касающиеся проблем валютного регулирования. В период существования Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) как самостоятельного органа возникали противоречия по вопросам компетенции таможенных служб, были случаи двойного привлечения к ответственности не соблюдающих валютное законодательство лиц за одно и то же правонарушение.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, разработчики проекта ТК РФ в ст.443 очертили круг правоотношений в области валютного регулирования, наличие которых автоматически означает установление контроля со стороны таможенных органов за соблюдением законодательства. Это совершение и исполнение возмездных внешнеэкономических сделок, предусматривающих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, в части соблюдения лицами обязательств об осуществлении расчетов и получении встречных предоставлений, установленных соответствующим законодательством.
В проекте также впервые четко сформулированы обязательства лиц, заключивших договоры о вывозе платежных средств либо осуществивших перевод таковых в целях последующего ввоза каких-либо товаров, в частности, транспортных средств (ст.444).
Статья 445 проекта содержит открытый перечень полномочий таможенных органов при проведении валютного контроля.
Представляется, что неполнота данного списка не должна послужить очередным поводом для критики. Наличие бланкетной нормы, среди прочего, обосновывается тем, что законодательство Российской Федерации развивается очень динамично. Необходимость соблюдать интересы России в области национальной безопасности в условиях планируемой интеграции в систему мировой торговли требует предусмотреть возможность маневра. Избранный законодателем подход позволит оперативно реагировать на любые возникающие угрозы, в том числе устранять их методами правового регулирования. К сожалению, процесс законотворчества в нашей стране пока недостаточно гибок, а прохождение того или иного документа может затягиваться на годы.
Поэтому
бланкетные и отсылочные нормы в
актах необходимы на данном этапе
развития всего российского общества
и, в частности, отечественного законодательства.
По мнению автора, глава 59 проекта ТК РФ
учитывает перспективы формирования того
и другого, тем самым отвечая национальным
интересам нашей страны.
М.А. Колядинский,
начальник отдела Правового управления
Государственного
таможенного комитета РФ
"Законодательство",
N 1, январь 2002 г.
——————————————————————————————
*(1) Впервые в таможенном
законодательстве было решено
не указывать точное название
такого органа. Выбор в пользу
описательного наименования
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля