Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

      Выполнение  банками функций  агента валютного  контроля

      Ю. П. Адаменко,

      начальник отдела Управления валютного  контроля и международных  операций Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу И. Н. Люкевич, канд. экон. наук

      В настоящее время в России проблема валютного контроля заключается, прежде всего, в проведении   эффективного   комплекса   мер, препятствующих   незаконному   вывозу   капитала. После финансового кризиса  1998 г. Центральным банком Российской Федерации введено в действие около 200 документов по валютному регулированию и контролю, большинство из которых так или иначе связано с  противодействием бегству капитала  из России.

      Обсуждая  пути решения проблемы бегства капитала из России, экономисты говорят о  двух направлениях. Первое - макроэкономическое - снижение рисков потери капитала в России. Второе - административное - совершенствование системы валютного надзора, одной из частей которого является выполнение коммерческими банками функций агента валютного контроля. 

      Проблема  бегства капитала из России 

      Сопоставляя соотношение между вывозом капитала и ВВП из России (3%) и из других крупных стран мира (США - 5%; Япония - 4%; Германия -8%; Бразилия, Индия, КНР – менее 1%)1, можно высказать предположение, что Россия вывозит капитал с интенсивностью развитых стран и намного интенсивнее развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Подобная ситуация, на наш взгляд, является недопустимой для страны, испытывающей проблемы с притоком иностранных инвестиций.

      Расчеты показывают, что доля Санкт-Петербурга в финансовых показателях России - не более 5/с. Таким образом, если бегство капитала из России оценивать в 10 - 15 млрд дол. в год, то можно предположить, что бегство капитала через санкт-петербургские банки составляет около 0,3 -0,8 млрд. дол. в год. 

      Способы бегства капитала из России

      Рассматривая  проблему бегства капитала, зачастую говорят о разных аспектах этого явления.

      1 Деньги и кредит. - 1999. - № 12  - С. 70.

      Это проявляется и в оценке масштабов  бегства, и в степени его влияния  на ход социально-экономического развития страны, и набора предлагаемых мер по его сдерживанию.

      Бегство капитала обычно осуществляется в денежной форме. Поэтому в данной работе под  капиталом будем понимать денежные средства, способные приносить доход1.

      Вывозом2 (или экспортом) капитала назовем одностороннее перемещение капитала за границу. При этом следует иметь в виду, что говорить о движении капитала можно только применительно к сроку его вывоза. Например, многие экономисты под вывозом капитала понимают вывоз без намерения его возвращения. С другой стороны, срок, когда вывоз иностранной валюты считается движением капитала, часто определяется нормативно.

      Явление значительного длительно-устойчивого  превышения вывоза капитала над ввозом охарактеризуем понятием отток капитала. Экономически немотивированный отток - утечка капитала. Утечка с высокой скоростью по нелегальным каналам - бегство капитала (экономически немотивированный вывоз капитала из страны с высокой скоростью по нелегальным каналам). То есть бегство капитала можно охарактеризовать как массовый и ускоренный вывоз частного капитала с целью его 
сохранения, происходящий несмотря на выгодность внутренних инвестиций, преимущественно нелегальными путями. 

      Совокупность  условий (правовых, технических, человеческих, организационных), позволяющих вывозить капитал, назовем каналом бегства. Является канал легальным или нелегальным зависит от того, какой путь вывоза он использует: а) легальный способ перевода средств или б) незаконные способы с нарушением отечественного валютного и внешнеторгового законодательства. Под способом (как составной части канала) бегства капитала будем понимать

      1Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999. - С. 271.

      внешнеэкономическую сделку, одним из результатов которой является возможность распоряжения денежными средствами за границей.

      Междисциплинарный подход к анализу бегства капитала из России предполагает наличие трех типов каналов бегства: легальный (сделки совершаются в законодательном поле), нелегальный (сделки совершаются вне законодательного поля), криминальный (сделки совершаются с нарушением закона). Квалификация криминального характера сделки (способа) бегства капитала вызывает трудности и  является предметом дальнейшего  исследования. Поэтому способы бегства капитала нами рассматриваются в разрезе легальности/нелегальности.

      Нелегальные способы основываются обычно либо на экспортной, либо на импортной сделке. В случае импортной сделки - это  фиктивный импорт (отсутствие поставки или завышение цены импортируемого товара или услуги). В случае экспорта - это занижение экспортной стоимости (иногда до нуля). Нелегальные способы можно разделить по признакам нарушения валютного законодательства.

      Таблица   1

      Нелегальные способы (сделки) бегства капитала

 
Класс А. Подозрительные по форме сделки, не предусматривающие по содержанию нарушения валютного законодательства, но имеющие признаки фиктивности
А1   Порядок валютного контроля   

А2 Порядок валютного  контроля описан в общих чертах, фрагментарен, затруднен в определен   детально   (достаточно в связи с противоречиями в нормативных актах. четко и полно)

-Экспорт/импорт  работ, услуг, результатов  интеллектуальной  деятельности;
•Экспорт/импорт товара.                   

Международный лизинг;

•Международный  кредит.
Класс Б. Сделки, по форме и содержанию предусматривающие нарушение валютного  законодательства (не предполагающие получения требуемых разрешений):
•Прямые и портфельные  инвестиции;
•Сделки с недвижимостью;
•Экспортно-импортные сделки с отсрочкой платежа (поставки) на срок, превышающий 90 дней;
•Предоставление кредитов на срок, превышающий 180 дней;
•Зачисление экспортной выручки  на счета третьих  лиц/ платеж по импорту  со счетов третьих, лиц;
•Расчеты  чеками, векселями, с использованием пластиковых карт.

      Для реализации конкретного способа  бегства капитала необходимы условия. В числе наиболее "популярных" отметим создание "своего" предприятия за рубежом, создание предприятия-резидента "однодневки", услуги отечественных или зарубежных предприятий, специализирующихся на вывозе капитала. Эти условия будем называть инструментами вывоза. 

      Проверка  выполнения функций  агента валютного  контроля 

      В нашей стране функционирует двухуровневая  система валютного контроля, состоящая  из органов и агентов валютного контроля. Органы валютного контроля - это Банк России и Правительство Российской Федерации (ГТК России и МНС России). Коммерческие банки, таможенные органы и ФСНП России являются агентами валютного контроля.

      Положение коммерческого банка в системе валютного контроля определяется его статусом агента валютного контроля. Причем они могут выступать в качестве активных и пассивных участников правоотношений. В первом случае (активный участник) уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Во втором случае (пассивные участники) кредитные организации выступают в их взаимоотношениях с органом валютного контроля Банком России. То есть деятельность уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля сама является предметом контроля со стороны Банка России. Такой контроль осуществляется путем проверок со стороны территориальных учреждений Центрального банка.

      "Классические" проверки осуществляются путем выборочного контроля. Проверяющий является специалистом в своей области и поэтому сам определяет типы операций, подлежащих проверке, объемы и сроки ее проведения. В этом случае наиболее эффективна методика, когда проверяется одна типовая сделка путем отслеживания операции по документам операционного дня с одновременной проверкой бухгалтерского учета операции. Если нет нарушений, то делается вывод, что такой тип операции проводится без нарушений, и достоверность этого вывода подтверждается проверкой нескольких аналогичных сделок.

      Но  вывод о состоянии работы в  организации в целом, возможно сделать  только на основании существенной информации. Такую информацию можно получить не иначе как путем целенаправленного подробного исследования значительного объема первичных документов. Для такого исследования при ручной («классической») обработке данных требуются значительное время и человеческие ресурсы. Таким образом, можно говорить о недостатках "классического" метода проверок: во-первых, проверка путем выборочного контроля часто не позволяет сделать вывод о том, является ли нарушение системным или случайным, и во-вторых, трудно сделать вывод о причинах нарушения - неоптимальная организационная структура валютного контроля банка, отсутствие взаимосвязи между подразделениями, низкая квалификация сотрудников, целенаправленное нарушение (банк "идет на поводу" у клиента).

      Указанные недостатки, на наш взгляд, могут  быть минимизированы применением "инструментального" метода проверки, основанного на компьютерном автоматизированном рабочем месте (АРМ).

      Внутренние  данные АРМа - установленные инструкциями Банка России нормативы учета, порядка, сроков проведения операции. Входные  данные - электронный массив данных о движении средств по счетам, а  также сведения из электронных баз данных, ведущихся в уполномоченных банках согласно требованиям Банка России. Также в программу вводятся данные о внутрибанковском регламенте учета проверяемых операций (используемые номера балансовых счетов и порядок учета). Итог работы АРМа - выходные данные, позволяющие сделать вывод о нарушениях порядка проведения валютных операций, о проведении не предусмотренных нормативными документами операций, нарушения сроков и порядка учета, а также достоверности отчетности. После анализа полученных данных члены рабочей группы запрашивают первичные документы - досье, выписки по счетам, документы дня по выбранным проводкам, другие документы и проводят собеседование со служащими банка, уточняя причины нарушений.

      "Инструментальный" метод, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ. Наиболее очевидные из них: возможность осуществить не выборочную, а сплошную проверку на заданный период, а также осуществлять комплексную проверку сроков, обоснованности, достоверности отчетности, соблюдения учетной политики; экономия времени, трудовых ресурсов, стандартизация и унификация проверок; уменьшение "системных ошибок". Следовательно, этот метод дает возможность оценить работу банка как агента валютного контроля в целом.

      Таким образом «инструментальный» метод  позволяет проверить значительный объем валютных операций, проводимых коммерческим банком, и получить достаточный объем информации для проведения анализа. Результатом анализа является выявление характерных нарушений. 

      Характерные нарушения функций  агентов валютного  контроля 

      Обычно  все нарушения, группируются по направлениям валютного контроля: покупка, платежи, обратная продажа иностранной валюты; экспортные поступления и обязательная продажа; таможенно-банковская система валютного контроля; валютно-обменные операции; режим рублевых счетов нерезидентов; соблюдение условий лицензий и разрешений; порядок предоставления отчетности.

      Это логично вытекает из содержания нормативных актов Банка России, но данная классификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками мы оценили и сгруппировали нарушения банков с точки зрения «умышленности».

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля