Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      Когда требуется перевести средства в  иностранной валюте за пределы страны в пользу командируемого лица для  оплаты его командировочных расходов, уполномоченный банк осуществляет этот перевод по поручению данного предприятия или организации-клиента банка, направляя соответствующие средства насчет командируемого лица в банке-нерезиденте или переводит соответствующую сумму до востребования в банк-нерезидент на имя командируемого лица. Указанный перевод делается уполномоченным банком на основании заявки клиента, составленной по установленной форме. По переводам клиента на сумму более 10 тыс. долл. США за один день уполномоченный банк направляет извещение в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.

      В случае несостоявшейся командировки наличная иностранная валюта и дорожные чеки, а также справка по форме № 0406007 возвращается в банк предприятиями  и организациями в течение 5 рабочих  дней с даты предполагаемого убытия в командировку.

      Неиспользованные командируемым лицом средства в иностранной валюте по окончании служебной командировки в обязательном порядке переводятся с его счета за границей в банке-нерезиденте на счет клиента в уполномоченном банке, направившего это лицо в командировку или вносятся в кассу этого клиента, т.е. предприятия или организации.

      По  окончании служебной командировки это лицо обязано представить  в свое предприятие или организацию  в течение 10 дней после возвращения  авансовый отчет. Подотчетные суммы  наличной валюты и дорожные чеки, неиспользованные во время служебной командировки, возвращаются этим лицом в кассу предприятия или организации, а последние сдают их в уполномоченный банк в течение 10 дней с момента их получения, который зачисляет эти средства на валютный счет этого клиента.

      Предприятия и организации представляют в  уполномоченные банки в определенные сроки после окончания служебных  командировок своих сотрудников  оригиналы и копии отчетов  об этих командировках. Оригинал отчета остается в банке, а копия с  пометкой банка о дате приема оригинала возвращается этим предприятиям и организациям.

      Покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке14 производится коммерческими банками на основании поручения резидента - юридического лица, в котором содержится ряд сведений (основания для покупки, распоряжение на зачисление купленной иностранной валюты на специальный транзитный счет резидента, отметка исполняющего банка об обоснованности покупки иностранной валюты и другие). Коммерческий банк не позднее 3-х рабочих дней со дня покупки валюты переводит со своего корреспондентского счета эту валюту на специальный транзитный счет резидента. Организация-резидент должна не позднее 7 календарных дней дать распоряжение этому банку о переводе валюты по назначению (оплата импорта товаров и т.д.), а если валюта не израсходована или осталась часть неиспользованной валюты, то она подлежит обратной продаже на валютном рынке. Для этого не позднее следующего рабочего дня после истечения срока (7 дней) резидент депонирует эту валюту на отдельный лицевой счет "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты". Банк в течение 3-х рабочих дней со дня депонирования обязан продать иностранную валюту на валютном рынке или купить ее для себя (по согласованному с резидентом курсу).

      Покупка банком за рубли иностранной валюты без открытия специального транзитного счета не разрешается. Снятие наличной валюты с этого счета не допускается (кроме оплаты командировочных расходов с учетом положений письма Банка России от 25.06.97 № 62, о чем говорилось ранее). Так же не разрешается перевод валюты со специального транзитного счета на другие счета. Иностранная валюта с этого счета может быть использована на строго указанные цели: платежи по импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности; погашение основного долга и процентов по полученным валютным кредитам; платежи по неторговым расчетам, на оплату командировочных расходов за границей и др.).

      1.3 Правила ведения  валютных операций. Валютные ограничения  и формирование  валютных резервов

 

      Принципиально важное значение имеет законодательное  разграничение валютных операций на два основных вида:

      текущие валютные операции;

      валютные  операции, связанные с движением  капитала.

      Текущие валютные операции — это:

      а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

      б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

      в) переводы в Российскую Федерацию  и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

      r) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

      Валютные  операции, связанные с движением  капитала:

      а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

      б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

      в) переводы в оплату права собственности  на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны ее местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на, недвижимость;

      r) предоставление и получение отсрочки  платежа на срок более 180 дней  по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

      д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

      е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

      Разделение  валютных операций на два типа —  дань их влиянию на экономические процессы.

      Текущие операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (их оплату, в том числе и получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.).

      Валютные  операции, связанные с движением  капитала, как явствует из самого названия, означают вложения российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот и другой процесс могут иметь негативные последствия для отечественной экономики (как в форме оттока капитала, так и в форме установления иностранного контроля за различными сферами национальной экономики).

      Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции второго типа подлежат достаточно жесткому контролю со стороны государства, в лице его соответствующих органов.

      Закон о валютном регулировании и валютном контроле дает определение понятия  «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Лицензии на проведение операций с иностранной валютой выдаются коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям как правило через год после начала их работы. Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производится только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться как непосредственно между уполномоченными банками, так и через валютные биржи.

      Сделки  купли-продажи иностранной валюты, заключенные в нарушение этих норм, являются недействительными.

      Валютные  ограничения. Под валютными ограничениями  подразумеваются законодательное  или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.

      Законодательство  зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести:

      централизацию валютных операций в центральных  банках;

      лицензирование  валютных операций;

      полное  или частичное блокирование валютных счетов;

      обязательную  продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам;

      ограничения обратимости валют и т.д.

      Валютные  ограничения могут применяться  как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным  с движением капитала.

      Законодательные ограничения операций с валютными ценностями — одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения.

      Так, деятельность предприятий-экспортеров  регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы — как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью.

      Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.

      В процессе осуществления движения капиталов  и кредитов предприятия России имеют  право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.

      В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.

      Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с «долларизацией» экономики.

      В качестве определенного смягчения  валютных ограничений можно назвать  предоставленное гражданам право  открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России.

      В процессе развития валютного рынка  в стране начался поиск оптимальных вариантов распределения валютной выручки от внешнеэкономических операций между государством и конкретными предприятиями-собственниками экспортной продукции. Формой такого распределения стало законодательное установление обязательной продажи части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.

В последующие  годы был принят ряд правовых актов, вносивших существенные изменения в регулирование рассматриваемого вопроса. На сегодняшний день основным правовым актом по данному вопросу является

      Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 29 июня 1992 г. N 02-104 А) (с изм. и доп. от 15 сентября, 31 декабря 1992 г., 28 июня 1993 г., 5 апреля, 21 июня, 29 июля 1994 г., 16, 26 июня 1995 г., 17 июля 1997 г., 11 сентября, 7, 31 декабря 1998 г., 13 января, 18 июня 1999 г.).

      Отметим наиболее важные моменты указанного правового акта:

      1. Предприятия независимо от форм  собственности, включая предприятия  с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

      2. Продажа осуществляется через  уполномоченные банки по рыночному  курсу рубля.

      3. При осуществлении обязательной  продажи предприятия могут продать  иностранную валюту через уполномоченные  банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, — в Валютный резерв Банка России.

      4. В инструкции дается перечень  поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, не подлежащих обязательной продаже. В него, в частности, входят:

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля