Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

      В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики.

      Имея  ряд общих черт с зарубежными  аналогами, российский феномен бегства  капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресуpсoв  и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает, во-первых, из специфики первоначального накопления капиталов путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, и во-вторых, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень, доходов в обстановке спада производства и в, прямо скажем, своеобразном деловом климате и условиях ведения бизнеса (очень тяжелое налоговое бремя; криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса; недостроенность, рыночной институциональной и правовой базы и т.д.). Нельзя сбрасывать со счетов и общую высокую степень кредитного риска, связанную, в первую очередь, с риском неплатежей, порождающие цепную реакцию локальных и системных платежных кризисов.

      В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер вообще и внутреннего валютного рынка и частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны стал вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих законодательных и нормативно-правовых норм, т. с. в легальных или легализованных формах, которые оказывались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.

      Но  если в предшествующие годы утечка капитала из России, ежегодно составляя  примерно 20 - 25 млрд. дол., хотя бы в какой-то части «компенсировалась» притоком иностранных инвестиционных и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях резкого сокращения иностранных инвестиций и кредитов ситуация в принципе иная: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной валютной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны (и продолжение этого явления в прежних масштабах) может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия денежных властей по укреплению российской валюты.

      Наиболее  значительная часть капитала (по самым  скромным подсчетам - примерно 18 - 19 млрд. дол.) уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту продукции.

      Необходимо  признать, что в стране сформировалась организованная сеть недобросовестных хозяйствующих субъектов, "специализирующихся" на использовании "серых" схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами (фактически - притворными сделками). Такое положение во многом является следствием свободного доступа любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. Начало этому было положено в период прекращения функционирования системы государственной  монополии внешней торговли и имело целью интегрировать российские предприятия в мировое хозяйство на основе формирования ими прямых связей с иностранными контрагентами.

      На  сегодняшний день практически все  производители экспортной продукции  накопили большой опыт работы на внешнем  рынке, имеют квалифицированный  персонал, способный решать задачи продвижения российских товаров на мировые рынки.

      В области импорта товаров также  сформировались устойчиво работающие внешнеторговые фирмы, имеющие как своих постоянных зарубежных поставщиков, так и стабильные рынки сбыта продукции внутри страны.

      Вместе  с тем сейчас, т. с. по прошествии уже более десяти лет работы в условиях либерализации внешнеторговой деятельности, вес более явно начинают проявляться негативные стороны практики свободного и ничем не ограниченного выхода на внешний рынок, используемого недобросовестными предпринимателями для организации крупномасштабной утечки валютных ресурсов из страны.

      Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков - крупнейших покупателей иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так называемые "фирмы-однодневки" ("фирмы-однодневки", как правило, состоят из одного-двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру) и минимально допустимый уставный капитал в 100 минимальных размеров оплаты труда (10 тыс. руб.). Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. дол. для оплаты поставок по импортным контрактам. Как правило, платежные условия таких контрактов предполагают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются оффшорные зоны. Несмотря на очевидно фиктивный характер таких сделок, действующее законодательство не предоставляет уполномоченному банку права отказать клиенту в совершении сделки.

      Скорость  создания "фирм-однодневок" превышает  возможности государства по осуществлению контроля за их деятельностью. Еще несколько лет назад количество экспортеров и импортеров в России составляло примерно 40 - 50 тыс. Сейчас же, по оценкам Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, число участии кок внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс. Не являются редкостью и такие случаи, когда на один паспорт в день создастся до 10 внешнеторговых фирм. Никаким иным занятием, кроме участия в операциях по "выводу" капитала из страны, эти фирмы не занимаются. Вся их деятельность заключается в оформлении фиктивного импортного контракта, покупке под него валюты на валютной бирже и переводе ее за границу, преимущественно в территории с офшорной юрисдикцией.

      Следует также признать, что специфика ''бизнеса", которым занимаются "фирмы-однодневки", делает в значительной мере бессмысленной работу органов валютного контроля и правоохранительных органов, поскольку, как правило, фирма исчезает раньше, чем попадает и поле их зрения.

      Нарастание  масштабов утечки капитала делает ситуацию критической и требует незамедлительного принятия мер. В первую очередь следует законодательно ограничить допуск хозяйствующих субъектов на внешний рынок путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственном реагировании внешнеторговой деятельности".

      Суть  предложения сводится к следующему:

      введение  лицензирования отдельных видов  внешнеторговой деятельности, государственной  регистрации и экспертизы внешнеторговых контрактов, имеющих целью пресечение недобросовестной практики ведения внешнеторговой деятельности (прежде всего "фирмами-однодневками") и объективную необходимость сокращения числа посреднических организаций во внешней торговле;

      четкое  законодательное определение понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатом интеллектуальной деятельности;

      установление  минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление на получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

      Таким образом, во-первых, возможности для произвола чиновников могут быть жестко пресечены строго регламентированными критериями для фирм-участниц внешнеторговой деятельности. Такие критерии достаточно очевидны - заниматься внешнеторговой деятельностью должны только те фирмы, которые имеют продолжительный (не менее трех лет) опыт работы на внутреннем рынке, безупречную налоговую и кредитную историю, квалифицированные кадры, умеющие работать на внешнем рынке;

      Во-вторых, известно, что основную часть (примерно две трети) российского экспорта составляет продукция 60 - 70 предприятий. Необходимые лицензии им могут быть выданы в течение нескольких дней. Это даст основание констатировать, что в целом по экспорту каких-либо серьезных проблем с выдачей лицензий быть не должно.

      Что касается вопроса о выдаче лицензий импортерам (особенно занимающимся поставками в страну продукции социально  значимого импорта), то здесь можно было бы реализовать следующую схему. Несмотря на множество компании, занимающихся импортом товаров, в каждом регионе рынок формируют сравнительно небольшое число крупнейших из них. Эти фирмы хорошо известны и региональным таможенным органам, и администрациям субъектов Российской Федерации и местных органов исполнительной власти. Их также в первоочередном порядке можно обеспечить необходимыми лицензиями.

      В то же время, решая задачу отсечении  от внешнеторговой деятельности громадной  массы посредников, включая и "фирмы-однолетки", хорошо продуманная и организационно обеспеченная процедура лицензирования участников такой деятельности, безусловно, принесет большой эффект как с точки зрения сокращения масштабов утечки капитала из страны, так и с точки зрения обеспечения большей стабильности на потребительском и валютном рынках за счет сведения к минимуму спекулятивных операций с иностранной валютой.

      Не  поддаются экономической логике объемы валютных средств, обращающихся по корреспондентским счетам, открытым иностранными банками, зарегистрированными в офшорных зонах, в российских банках.

      Такое положение в значительной мере связано  с тем, что действующим законодательством не регламентируется установление российскими банками корреспондентских отношений. Практика же показывает, что это создаст возможности для организации масштабной утечки капитала, легализации доходов, полученных незаконным путем, уклонения от уплаты налогов.

      Эффективно  бороться с этими явлениями можно, изменив действующую законодательную базу.

      Банк  России в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции многое делает для того, чтобы ограничить отток капитала за границу: разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банком за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим повышенного внимания, повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства;

      введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рубленых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т. е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка, но при этом, и это надо прямо сказать, были частично затронуты и интересы добросовестных импортеров, что подтвердила короткая - около двух недель - практика действия данного ограничения. Учитывая это, Банк России и оперативном порядке выпустил норматнивный документ, освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств при покупке валюты с использованием ими таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков в качестве обеспечения исполнения обязательств нерезидентов по договорам, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками;

      в целях пресечения спекулятивного спроса на иностранную валюту на специальных  торговых сессиях запрещена покупка  на них валюты уполномоченными банками под выплаты по вкладам (счетам) физических лиц;

      запрещено проведение конверсионных операций рубленых средств нерезидентов, полученных от осуществлении ими текущих операций с резидентами, по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым и уполномоченных банках. Данное решение, будучи достаточно взвешенным, не отменяет конвертируемость рублевых счетов нерезидентов, а только изменяет механизм проведения ими операции по покупке иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке. Оно никоим образом не затрагивает текущую деятельность нерезидентов (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) в России и не создает для них никаких препятствий в проведении конверсионных операций и репатриации своих валютных доходов.

      Необходимо  отметить, что некоторые принятые Банком России меры по регулированию внутреннего валютного рынка но многом носят вынужденный характер и являются реакцией на конкретные условия развития российской экономики, внешней торговли и банковской системы.

      Таким образом, анализ ситуации на внутреннем валютном рынке подводит к доказательному выводу о том, что в условиях разбалансированности отдельных сегментов финансового  рынка, неразвитости рублевых финансовых инструментов, а также криминализации экономики меры в области валютного контроля по противодействию утечке капитала и обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития.

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля