Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      В случае самостоятельного формирования УКи банком импортера УКи направляются в ГТК России не позднее контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом. В случае самостоятельного формирования УКи банком импортера в соответствии с пунктом 5.6.2 Инструкции №91-И по истечении контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом, УКи направляется в ГТК России в течение 10 календарных дней, следующих за датой их формирования.

      В случае, если после направления карточки платежа и УКи в ГТК России в установленные сроки в указанные  документы банком импортера внесены изменения и дополнения, банк импортера обязан повторно направить их в ГТК России в течение 10 календарных дней, следующих за датой внесения изменений и дополнений.

      Рассмотрим  порядок утверждения уполномоченными  банками списков ответственных лиц банка импортера и регистрации в Банке России образцов оттисков печатей банка импортера.

      Банки самостоятельно определяют список сотрудников  банка импортера, уполномоченных подписывать  ПСи по контрактам, а также совершать  иные действия по валютному контролю от имени банка импортера как агента валютного контроля. Указанный список утверждается приказом по банку импортера.

      Для регистрации (перерегистрации) в Банке  России образцов оттисков печатей банка  импортера банк импортера направляет в Банк России заявление с приложением оформленных по форме, приведенной в Приложении 5 к Инструкции №91-И, трех экземпляров карточек образцов оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля.

      В течение 15 календарных дней, следующих  за датой поступления в Банк России указанных в пункте 7.2 Инструкции №91-И документов, Банк России возвращает в банк импортера зарегистрированный в установленном порядке первый экземпляр карточки, а второй экземпляр карточки направляет в ГТК России. В случае, если поступившие на регистрацию в Банк России карточки оформлены с нарушением установленных требований, в течение 15 календарных дней, следующих за датой поступления в Банк России указанных документов, Банк России направляет в банк импортера мотивированный отказ в регистрации с приложением соответствующих карточек.

      В случае изменения банком импортера  печати банка импортера перерегистрация  оттиска печати банка импортера  осуществляется в порядке, предусмотренном  пунктами 7.2 и 7.3 Инструкции №91-И.

      Рассмотрим  порядок формирования и представления в Банк России отчетности и другой информации.

      Банк  импортера ежемесячно представляет в территориальное учреждение Банка  России, осуществляющее надзор за его  деятельностью, отчет об операциях  по импортным контрактам. Отчет формируется с использованием программного комплекса, рекомендованного Банком России, и представляется в электронном виде по форме, приведенной в Приложении 6 к Инструкции №91-И, в период с двадцать третьего по двадцать пятое число календарного месяца, следующего за отчетным.

      В отчет включаются сведения по всем ПСи, по которым досье-импорт не закрыты  на конец отчетного периода либо закрыты в отчетном периоде в  порядке, установленном пунктом 5.24 Инструкции №91-И.

      Ежемесячно  вместе с отчетом банк импортера  направляет в территориальное учреждение Банка России электронные копии ведомостей по следующим ПСи:

      1. ПСи по контрактам, осуществление  валютных операций по которым  требует получения разрешений, указанных  в пунктах 3.2.3, 3.6.3 Инструкции №91-И;

      2. ПСи, по которым на дату формирования отчета банком импортера не получено подтверждение ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров в течение 90 календарных дней, следующих за датой оплаты, стоимостью, эквивалентной одной тысяче долларов США и более по курсу Банка России на последний рабочий день отчетного месяца;

      3. ПСи, по которым в отчетном  периоде банком импортера сформированы  карточки платежа на основании  ксерокопий векселей, представленных  импортером в порядке, установленном  пунктом 5.11 Инструкции №91-И;

      ПСи по контрактам отдельных импортеров, список которых, а также периодичность  и сроки представления по которым  электронных копий Ведомостей устанавливаются  Банком России.

      Территориальное учреждение Банка России не позднее  двадцать седьмого числа календарного месяца, следующего за отчетным, направляет в электронном виде в Департамент валютного регулирования Банка России Сводный отчет об операциях по импортным контрактам по форме и в порядке, установленным Банком России.

      Вместе  со Сводным отчетом направляются отчеты и электронные копии ведомостей, представленные банками импортера в территориальное учреждение Банка России в соответствии с порядком, установленным Инструкцией №91-И ЦБ РФ.

      За  нарушения требований валютного  законодательства и иных нормативных  правовых актов импортеры несут ответственность в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      За  нарушение требований валютного законодательства и нормативных правовых актов Банка России уполномоченные банки несут ответственность в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

      Инструкция  №91-И ЦБ РФ распространяется на контракты (независимо от даты их заключения), на основании которых после 1 января 2001 года осуществляется ввоз товаров  на таможенную территорию Российской Федерации, помещаемых под любой из таможенных режимов, указанных в пункте 4.1 Инструкции №91-И, либо осуществляется оплата этих товаров иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

      Инструкция  №91-И не распространяется:

      1. На сделки физических лиц - резидентов, зарегистрированных в  качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых  на таможенную территорию Российской  Федерации товаров, оплаченных  наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте десяти тысяч долларов США по курсу Банка России на дату принятия товаров к таможенному оформлению;

      2. На договоры лизинга, по которым  лизингодателем является нерезидент;

      3. На договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;

      4. На операции с векселями в  иностранной валюте, не указанные  в пункте 2.4.3 Инструкции №91-И.

      Печати, оттиски которых вместе со списками ответственных лиц банка импортера  были зарегистрированы в Банке России в порядке, установленном совместной Инструкцией Банка России и ГТК  России "О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года N 30 и N 01-20/1053826; по заключению Минюста России от 27.10.99 N 8835-ЭР в государственной регистрации не нуждается, а также печати, оттиски которых были зарегистрированы в Банке России в порядке, установленном совместной Инструкцией Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/2654127; зарегистрирована в Минюсте России 18.11.99 за N 1981, могут использоваться уполномоченными банками для целей валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции №91-И.

      Уполномоченные  банки обязаны на основании Инструкции №91-И подготовить, утвердить и довести до сведения клиентов свои инструкции по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров.

      2.3 Валютный контроль  бартерных сделок

 

      Одним из основных источников утечки валюты в последнее время стали бартерные сделки.

      По  данным ГТК и ЦБР на них в 2001 году приходилось около 2 млрд. долларов в год утечки валюты, а объёмы бартерных сделок растут и составляют 30% всего объема экспорта товаров и 20% всего объёма импорта. По данным таможенной статистики доля товарообменных операций в совокупном внешнеторговом обороте составила в 2000 7,5%. Объём бартерной торговли составил в 2001 г. 9,7 млрд. долл. или 7,8% всего внешнеторгового оборота РФ.28 При этом удельный вес стран СНГ в общем объёме бартерного товарооборота в 2001 году превысил 60%. Объём бартера во внешнеторговой деятельности предопределил необходимость распространения валютного контроля и на них.29 Осуществление валютного контроля за бартерными сделками имеет особенности, связанные с их природой и формой расчетов по ним. Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, без осуществления денежных или иных платежных средств.

      Окончательно  процедура валютного контроля за ними ещё не сформирована, но уже, по предварительным данным, можно сделать вывод о возможности дополнительного ежегодного взыскания штрафов по данной категории дел на сумму около 10 млрд. рублей. Данные сделки очень трудно контролировать, так как утечка валюты происходит в результате неэквивалентного обмена стоимостей — завышения цен при экспорте и занижение их при импорте. Правильно установить, количественное соотношение экспортных и импортных товаров можно только исходя из мировых цен и суммы контракта, что не всегда возможно ввиду ряда причин, например, не существует мировой цены на все группы товаров.

      Механизм  валютного контроля за бартерными операциями закреплён в ряде подзаконных актов, среди которых первым был Указ Президента РФ от 18.08.96 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»30, В нём дано определение внешнеторговой бартерной сделки ~~ совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности сделка, предусматривающая общей эквивалентными по стоимости товарами, услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности. Важным шагом вперёд стадо распространение действия валютного контроля не только на обмен товарами, но и на обмен услугам и, работами, результатами интеллектуальной деятельности.

      Отличительные признаки бартерной сделки: обе стороны  контракта выступают одновременно в роли продавца ц покупателя, каждая сторона продаёт другой стороне свой экспортный товар и покупает импортный товар.

      Главная особенность бартерной сделки —  отсутствие расчётов между сторонами. В оплату за экспортный товар сторона  получает импортный товар-равный по стоимости экспортному. Сделки, предусматривающие  использование при их осуществлении денежных или иных платёжных средств, к бартерным не относятся.

      В связи с этим у меня возникает  вопрос. Согласно ст. 10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

      Однако, бартерные операции нельзя отнести  к валютным операциям согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Указ Президента РФ от 18.08.96). Они не предусматривают расчетов в денежной форме и их предметом, как правило, не являются валюта и валютные ценности. Поэтому, во избежание разногласий, представляется необходимым дополнить вышеупомянутую ст. 10 словами «и внешнеторговыми товарообменными операциями».

      Из  безденежного характера бартерной  сделки следует и такая особенность  контроля за их осуществлением, как  выпадение из него банковской системы, поэтому его нельзя назвать таможенно-банковским, однако он является важной составной частью системы валютного контроля в РФ и в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операции, поэтому он и рассматривается в данной работе. Место же банков занимает МПТ России, наделённый рядом важных полномочий.  Стоимость товаров, предназначенных для обмена, должна быть сопоставима, а это означает, что качество и количество товаров должно быть строго оговорено на момент заключения сделки. Отсюда необходимость обязательного контроля за характеристиками товара. Этот вопрос является предметом деятельности МПТ России. Кроме того, оно выдаёт разрешения к заключениям на отсрочку встречных поставок.

      Полномочия  федеральных органов исполнительной власти,  осуществляющих контроль за внешнеторговыми бартерными сделками (МПТ, ГТК РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю), распределяются следующим образом.31

      В отличие от порядка оформления экспортных и импортных внешнеторговых сделок паспорт бартерной сделки оформляется  и подписывается не банком, а МПТ  России, на которое возложено оформление, переоформление и выдача паспорта бартерной сделки, формирование и ведение базы данных паспортов, а также осуществление информационного обмена между МДТ России, ГТК России и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля