Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
"Инструментальный"
метод, на наш взгляд, имеет
ряд преимуществ. Наиболее
Таким образом «инструментальный» метод позволяет проверить значительный объем валютных операций, проводимых коммерческим банком, и получить достаточный объем информации для проведения анализа. Результатом анализа является выявление характерных нарушений.
Рассмотрим характерные нарушения функций агентов валютного контроля.
Обычно все нарушения, группируются по направлениям валютного контроля: покупка, платежи, обратная продажа иностранной валюты; экспортные поступления и обязательная продажа; таможенно-банковская система валютного контроля; валютно-обменные операции; режим рублевых счетов нерезидентов; соблюдение условий лицензий и разрешений; порядок предоставления отчетности.
Это логично вытекает из содержания нормативных актов Банка России, но данная классификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками мы оценили и сгруппировали нарушения банков с точки зрения «умышленности».
Нарушения выполнения функций агента валютного контроля можно разделить на две группы случайные и неслучайные.
Случайные нарушения возникают по причине технических или операционных сбоев в банковских технологиях. Нарушения этой группы исключим из рассмотрения в данной работе. Остановимся на анализе неслучайных нарушений.
К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умышленные. Неслучайные неумышленные - нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с искренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно "идет на поводу" у клиента. Могут быть неслучайные нарушения, которые сложно отнести к первой или второй группе (табл. 2.1).
Неумышленные нарушения |
Умышленные нарушения |
1 | 2 |
Не используется для целей депонирования средств, подлежащих обязательной продаже, отдельный лицевой счет на балансовом счете 47405. | Суммы после обязательной продажи зачисляются не на текущий, а на иные (депозитный, кредитный и т. и.) счета. |
Прием
поручения на обязательную продажу
не на 7-й, а на 8-й день. Зачисление
на счет 47405 не на 8-й день, а в день
продажи.
Проведение расчетов через резидентов-поверенных, т.е. посредников, выступающих не от своего имени |
Банк не требует от страховых организаций и перевозчиков ежеквартальных отчетов о завершенных контрактах для сверки сумм, подлежащих обязательной продаже. |
В поручениях на покупку вместо кодов 22 (операции, связанные с движением капитала, осуществляемые по лицензиям) и 23 (без лицензий) указываются коды 12 (импорт товаров) и 13 (импорт услуг). | Необоснованное освобождение от обязательной продажи пожертвований не на благотворительные цели. |
Не корректируется лимит покупки валюты при платежах с текущего счета. | Суммы, не подлежащие обязательной продаже, зачисляются прямо на текущие, минуя транзитные счета. |
Учет операций в валюте, отличной от валюты покупки (платежа). | Иностранная валюта продается не на основании поручения клиента, а на основании распоряжения начальника кредитною отдела, председателя правления и др. |
Несоблюдение порядка оформления паспортов сделок. | Несвоевременное депонирование (или его отсутствие) рублевых средств при осуществлении платежей по импорту товаров. |
Нарушения сроков и порядка обмена информацией между банками и ГТК России, Банком России. | Выдача банком
своему клиенту, имеющему нарушения
валютного законодательства, справок,
необходимых для получения |
Продолжение
таблицы 2.1
1 | 2 |
Отсутствие на информационном стенде в обменном пункте всей необходимой для клиента информации. | Проведение расчетов через уполномоченные банки, не указанные в Разрешениях Банка России |
Отсутствие в обменном пункте надлежащим образом оформленной выписки из приказа о назначении на должность кассира, документа, удостоверяющего его личность, документа о прохождении специальной подготовки. | Валютные операции, проводимые без предоставления в банк контрактов в письменной форме. |
Нарушения порядка доставки ценностей, заключения операционного дня обменного пункта и сдачи (инкассации) остатков ценностей из обменного пункта в кассу банка. | Выдача банком справок ф.0406007 без совершения валютнообменных операций и их фиктивное отражение в учетных документах. |
Нарушения кассирами правил по определению подлинности и платежности денежных знаков иностранных государств. Отчетность от организаций и банков поступает в Главное управление с нарушением установленных сроков. Непредставление отчетов в случае отсутствия в течение отчетного периода операций. | Внесение рублей в уставный капитал резидента минуя счет типа «И». |
Группа Нн/Ну. Нарушения, которые могут быть как умышленными, так и неумышленными. | |
В поручении на продажу не указываются суммы расходов, произведенных с транзитных счетов до обязательной продажи. | |
Нарушения порядка ведения журналов учета входящих и исходящих документов валютного контроля. | |
Несоблюдение порядка заполнения банками учетных карточек и карточек платежа. | |
Нарушения сроков и порядка осуществления оплаты импортируемых товаров. | |
Нарушения технологии банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. | |
Нарушения порядка установления курсов покупки и продажи наличной валюты, ведения журнала регистрации. | |
Нарушения порядка оформления справок ф. № 0406007, а также реестров кассовых и мемориальных ордеров. | |
Нарушение порядка открытия рублевых счетов нерезидентов. | |
Нарушение режимов счетов типа «Т», корсчетов банков нерезидентов, счетов типа «И». | |
Перевод в срок, превышающий 90 дней до ввоза товаров на территорию Российской Федерации, арендных платежей нерезиденту, а также за импортные товары. | |
Необоснованное отнесение операций, требующих получения разрешения Банка России, к разряду операций, совершаемых в регистрационном порядке | |
Представление документов на регистрацию в Главное управление по истечении установленного срока | |
Подписание банком Заявки на регистрацию инвестиционной операции (кредита) при несоответствии сведений в Заявках с условиями документов, требуемых для регистрации | |
Отчетность направляется не по адресу, т. е. в Территориальное управление Банка России в случае осуществления контроля непосредственно Департаментом валютною контроля Банка России, и наоборот | |
Предоставление недостоверной отчетности |
Как показывает анализ материалов проверок коммерческих банков, количество неумышленных нарушений составляет менее 40% общего числа нарушений. Количество умышленных нарушений зависит от конкретного банка, но в целом по всем банкам его удельный вес не превышает 10%. Удельный вес нарушений, которые трудно квалифицировать по признаку умышленности, - более 50%.
Сопоставление конкретных нарушений с видами сделок позволяет сделать вывод, что неслучайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок (см. табл. 1, класс А1). Неслучайные умышленные - исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства (класс Б). Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, -для подозрительных неурегулированных сделок (класс А2). То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.
Общая стоимость всех подозрительных контрактов, представленных клиентами в кредитные организации Самары (без учета сумм реально проведенных операций), значительно превышает оценочные объемы (0,3 - 0,8 млрд. дол.) бегства капитала через банки города. Вместе с тем стоимость подозрительных сделок, связанных с экспортом/импортом товара, при реализации которых было нарушено валютное законодательство, находится в пределах оцененного бегства.
Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с бегством капитала. Наверное, целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на бегство капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.
В современных российских условиях продолжается «бегство» капиталов за рубеж, при этом используются трудно контролируемые методы и каналы их переброски. Среди них, например, можно отметить использование оффшорных фирм за рубежом, принадлежащих российским резидентам или контролируемых ими, нелегальные пути перекачки средств, проложенные через государства СНГ, использование рынка наличной иностранной валюты и т.д. Так, Россия в июне 2000 г. попала в список государств, не борющихся с отмыванием денег, вместе с другими 14 странами, в том числе Израилем и такими известными налоговыми гаванями, как Острова Кука, Каймановы, Багамские и Маршалловы Острова, Лихтенштейн. Но эти государства добились успехов в борьбе с перетоком «грязных» денег и в июне этого года были признаны благонадежными.
В этой связи сохраняется потребность в развитой, эффективно действующей системе валютного регулирования и валютного контроля в России, которые должны обеспечивать защиту экономики страны от любых (внутренних и внешних) противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. С этих позиций следует рассматривать меры, направленные на обеспечение: системности валютного контроля, укрепления его правовой и нормативной базы, организационного построения, внутреннего и внешнего взаимодействия элементов системы валютного контроля, информационно-технической базы, кадрового обеспечения. Этот комплекс проблем предполагает проведение адекватной политики развития и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.
Основы регулирования валютного курса апробированы длительной практикой в европейских и азиатских странах. Операции с капитальными счетами, как правило, запрещены, за очень редким исключением (обычно это репатриация прибыли для иностранных прямых инвесторов), а доступ к иностранной валюте разрешен для проведения торговых и туристических операций (с учетом налагаемых ограничений). Рынок обмена валюты остается открытым, но доступным только импортерам и банкам при наличии специальной лицензии. Вместе с тем экспортеры при принудительном регулировании должны продавать свою валюту на внутреннем валютном рынке, а ЦБ - управлять валютным курсом путем покупки или продажи валютных ресурсов для поддержания сбалансированности рынка. Такая система не предполагает запрета на наличие иностранной валюты, а лишь ограничивает и контролирует способы ее покупки.
Ключевые аспекты валютного контроля за капиталом в соответствии с опытом европейских и азиатских стран могут быть объединены в три основных принципа:
централизованное регулирование (так, опыт Франции доказывает необходимость передачи значительной свободы действий одному органу, в данном случае - ЦБ), а также необходимость централизации самого процесса принятия решений (во Франции это было осуществлено через создание специального комитета при Министерстве финансов, в который входили глава Центрального банка, глава Казначейства и другие высокопоставленные лица);
сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования);
последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию, т.е. валютный контроль является инструментом, а не целью. Если он используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как контроль будет рассматриваться как не легитимный. Так, фактором, определившим эффективность валютного контроля и контроля за капиталом во Франции, Италии и Японии в 50-е и 60-е гг., было одобрение его большей частью общества как части долгосрочной стратегии экономического развития.
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля