Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      Основные  цели валютного контроля предполагают, прежде всего, сокращение не связанных с торговлей обменных операций. Они обычно подразумевают: запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте без разрешения ЦБ и кредитов нерезидентам как в национальной, так и иностранной валюте без соответствующего разрешения ЦБ; обязательства экспортеров репатриировать экспортные доходы (что может означать либо обмен иностранной валюты на национальную или размещение иностранной валюты на счете ЦБ) и запрет для импортеров осуществлять предоплату ввозимых товаров; запрещение, за некоторыми исключениями для резидентов (частных лиц, предприятий и банков), иметь банковский счет в банках-нерезидентах; организацию внутреннего обменного рынка, открытого только для банков, нередко с ограничением их числа.

      Основные  цели валютного регулирования на современном этапе реформирования экономики России заключаются, прежде всего, в сокращении дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров; поэтапном обеспечении конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия. К таковым относятся эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены.

      Представляется  также важным создание необходимых  условий для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала; противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.

      Достижение  указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования  иностранной валюты в различных  сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по данным направлениям. В этой связи политика валютного регулирования должна строиться на следующих принципах: ограничение использования иностранной валюты во внутреннем обороте; постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала; усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства; приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в международные валютно-финансовые институты; расширение учетно-аналитических функций Банка России.

      В последнее время развернулась борьба, с одной стороны, между Банком России и Минфином и, с другой стороны, представителями крупного бизнеса, прежде всего экспортерами сырья, прямо заинтересованными в снижении курса рубля, в легализации хранения валютной выручки за рубежом, а также крупнейшими банками, стремящимися создать себе дополнительный источник доходов на валютных спекуляциях, за существенную либерализацию валютных операций и ослабление валютного регулирования. Особенно настоятельно дискутируется вопрос о необходимости существенного сокращения и отмены норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами.

      Вступление  в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» от 8 августа 2001 г., в соответствии с которым норма обязательной продажи экспортерами своей валютной выручки снижена с 75 до 50%, не поставило точку в данной полемике. Конфликт интересов между крупнейшими экспортерами и Банком России получил новое развитие. Среди доводов в пользу изменения режима валютного регулирования в сторону его постепенной либерализации звучат, например, такие, как неэффективность существующего валютного режима, вследствие чего в страну своевременно не поступает экспортная выручка и не погашаются в срок импортные авансы.

      Далее, повышение трансакцизных издержек экспортеров при валютообменных операциях. Против данного довода можно  возразить, отметив, что дополнительные трансакционные издержки экспортеров в силу их крайней незначительности в общей величине издержек вряд ли могут создавать серьезную проблему даже на микроуровне. Более того, в условиях сложившейся тенденции постепенного укрепления реального курса рубля эффективное управление свободными рублевыми остатками позволяет более чем компенсировать дополнительные издержки, связанные с обязательной продажей валютной выручки.

      Еще один довод: валютное регулирование  неразрывно связано с избыточной ликвидностью, которая в свою очередь создает угрозу ускорения роста цен. Опыт последних лет показал, что российская экономика оказалась неподготовленной к эффективному освоению притока валюты в результате резкого увеличения цен на энергоносители. Действовавший норматив обязательной продажи валютной выручки при огромном положительном сальдо платежного баланса привел, с одной стороны, к существенному росту валютных резервов, с другой - к образованию избыточной рублевой ликвидности. Это представляет определенную угрозу для макроэкономической стабильности, и, прежде всего для сохранения контроля за инфляцией.

      И, наконец, произошло некоторое улучшение современной ситуации - экономический рост и существенный положительный торговый баланс по результатам 2000 г. Положительное сальдо счета текущих операций составило 46,3 млрд. долл. Внешнеторговый оборот увеличился на 30,6% и составил 150,4 млрд. долл. Положительное сальдо торгового баланса сложилось в объеме 60,7 млрд. долл.1 Однако не следует забывать о том, что принятие договоренности с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации долгов РФ существенно ослабило нагрузку на бюджет и укрепило положение страны на международных финансовых рынках.

      Основной  противник либерализации валютного  рынка в лице Банка России считает, что ее реализация позволит экспортерам  задерживать значительные объемы средств  за рубежом на длительное время, что нецелесообразно. Обусловлено это рядом причин. Одна из них - внутренняя конвертируемость рубля, т.е. на него нет спроса как на иностранную валюту за пределами РФ. В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы валютная выручка не только поступала в страну, но и попадала прежде всего на валютный рынок. Если она в значительных размерах будет оставаться на банковских счетах экспортеров, тогда (даже при положительном торговом и платежном балансах) на внутреннем валютном рынке может возникнуть нехватка долларовых средств, что приведет к падению курса рубля по отношению к доллару. Регулирование обменного курса рубля может быть использовано как инструмент для соблюдения правил и норм экономической политики. Если доступ к иностранной валюте ограничен, то можно связать эти ограничения со степенью соблюдения существующего регулирования, будь то фискальное, пруденциальное или другое. Репатриация прибыли должна быть связана либо с долей затрат на производство, либо с долей продукции, которая должна быть экспортирована. Когда финансовые рынки полностью либерализованы, любая экономическая политика находится под прямым влиянием игры на международных биржах. Потоки капитала, мобилизуемые такой спекулятивной игрой через инвестирование денежных средств, тормозят развитие возможностей и резервов ЦБ. В данной ситуации у правительства нет другой альтернативы, кроме проведения той политики, в которой заинтересованы биржевые спекулянты. Но если они не верят в надежность реализуемой экономической стратегии, даже если эта политика удовлетворяет их интересы, они будут продолжать критиковать ее, уверенные в том, что она не будет длительной. Это классическое само реализующееся ожидание и парадокс надежности объясняют, почему страны, проводящие политику процентных ставок, - такие, как Мексика, Бразилия, - до сих пор вынуждены сталкиваться с огромными потоками спекулятивных денежных средств, что обычно приводит к плачевным результатам.

      При ограниченной конвертируемости рубля  естественно исходить из того, что не существует значимых микроэкономических причин предпочитать рублевую ликвидность валютной. Следовательно, предложение валюты в наших условиях в определяющей мере формируется фактическими поступлениями от экспорта (и иностранных кредитов) и нормативом продажи валютной выручки.

      Предложение валюты должно обеспечивать спрос со стороны импортеров (сюда включается и спрос со стороны российских туристов); правительства, которое покупает валюту для покрытия выплат по внешнему долгу; ЦБ, наращивающего свои резервы для повышения устойчивости национальной валюты; населения для пополнения своих валютных сбережений.

      В 1999 и 2000 гг. продажа экспортерами валютной выручки покрывала эти нужды. Вследствие различных льгот (на возврат  иностранных кредитов и т.п.) они могли продавать ее не полностью (75%). Ряд экспортеров оценивает реальную долю валютной выручки, продаваемой на ETC, в пределах от 50 до 60%. Однако известно также, что Банк России приобретает большие объемы валюты у экспортеров на дневной сессии, чтобы избежать «раскачки» рынка на ETC.

      У нас нет модели саморегулирующейся рыночной экономики. Снижение или отмена обязательной продажи валютной выручки  экспортеров означает необходимость поиска других механизмов для поддержания равновесия на валютном рынке, стабильности национальной валюты и формирования валютных резервов. Дополнительным фактором, стимулирующем экспортеров к задержанию валютной выручки за рубежом, являются постоянные ожидания девальвации рубля.

      Позиция Банка России обосновывается понятными причинами. В условиях неустойчивой конъюнктуры мировых цен на основные товары российского экспорта отвечать за стабильность рубля значительно легче, если предложение валюты на внутреннем рынке гарантировано. В то же время, по мнению правительства, уменьшение объема продажи валютной выручки позволит закрепить положительные тенденции в экономике страны, обеспечить запуск широкомасштабного инвестиционного процесса.

      Банк  России также разработал инструкцию, позволяющую осуществлять прямые инвестиции со счетов типа «С» в пределах установленных лимитов (в 2001 г. - 2 млрд. руб.). Учитывая, что вопрос о репатриации основной суммы долга все еще не решен, действия ЦБ по либерализации режима для владельцев средств на этих счетах не должны существенно повлиять на валютный рынок, так как не повлекут значительного оттока средств нерезидентов.

      Предотвращение  переоценки реального валютного  курса действительно должно стать  основной задачей экономической  политики на ближайшие год-полтора, ориентированной на развитие. С этой точки зрения правительству потребуется управление валютным курсом, что значительно сложнее при либерализованных потоках капитала. Следовательно, российской экономике скорее нужен низкий реальный валютный курс в сочетании с экспортными налогами, чем высокий и налоги на импорт. Налогообложение импорта всегда сложно с социальной точки зрения, и правительство столкнется с множеством проблем, стараясь оказать давление на так называемую челночную торговлю или отменить льготы, предоставленные слишком большому количеству социальных организаций. Как известно, высокие тарифы на импорт защищают внутренний рынок, но не помогают экспортерам. Низкий обменный курс в этом смысле гораздо лучше, так как он и защищает внутренний рынок, и помогает экспортерам. Такая ситуация продлится до тех пор, пока предприятия не накопят достаточно средств для реструктуризации и адаптации к международной конкуренции. Реальной базой для управления обменным курсом является темп роста производительности труда. Но для эффективного управления обменным курсом ввозимая иностранная валюта должна быть «стерилизована», по крайней мере частично, иначе начнется неконтролируемый рост валютного курса. Это задача фискальной системы, осуществляемая уже через налоги на экспорт и прогрессивное укрепление всей фискальной системы.

      В последнее время ситуация на финансовом рынке характеризуется как достаточно стабильная. Так, динамика суммарных объемов биржевых валютных торгов (суммарный объем торгов на ETC и на дневной сессии) в 2000 г. была близка к уровню, определяемому нормативом обязательной продажи валютной выручки. Это позволяло обеспечивать как импорт, так и платежи по внешнему долгу, одновременно с наращиванием золотовалютных резервов. Кроме того, постоянный рост их делал валютный рынок достаточно предсказуемым, тем самым, внося свой вклад в общую нормализацию денежной системы. Наращивание золотовалютных резервов Центробанка - необходимый процесс, обеспечивающий устойчивость денежного обращения и финансовую безопасность страны. Прекращение их прироста неминуемо послужит сигналом к началу массированных атак на национальную валюту, что подорвет основы стабильности финансовой системы. Одним из сценариев развития такой ситуации может послужить реализация заинтересованности экспортеров и крупных банков в снижении курса рубля - они могут «держать» валюту в течение нескольких недель, пока Центральный банк вынужден будет продавать валютные резервы. Если в этот период правительству понадобится перевести очередной крупный платеж по иностранным долгам, дестабилизация валютного рынка практически неминуема. В таких условиях не исключено ужесточение валютного регулирования.

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля