Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

      МПТ при оформлении паспорта бартерной  сделки осуществляет контроль за соответствием условий представляемых бартерных сделок действующему законодательству, определяет обоснованность повышения российскими лицами, заключившими бартерные сделки, сроков, установленных законодательством для исполнения текущих валютных операций — 90 дней, а также обоснованность выполнения встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг.

      На  МПТ возложена также функция по даче заключений об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам.

      ГКТ России обеспечивает контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в повет обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения бартерных сделок, осуществляется при условии представления, наряду с иными документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, копии паспорта бартерной сделки.

      Таможенные  органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в паспорте сведениям, заявленным ГТД, условиям договоре и информации, содержащейся в других документах, а также соответствие оттиска печати уполномоченного МПТ Рoccии в регионе, проставленного на паспорте, имеющимся образцам.

      Выпуск  товаров таможенными органами не осуществляется в случаях несоответствия сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, указанным в паспорте, либо несоответствия оттиска печати, либо представления паспорта и иных документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок, оформленных с нарушениями установленных требований. Выпуск запрещен и в случае представления договора мены, оформленного без соблюдения требований, установленных законодательством.

      При отсутствии расхождений между документами  и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию паспорта и разрешает выпуск товаров.

      ГТК осуществляет учет и контроль бартерных  сделок на основе паспортов сделок к информации таможенных органов  России о перемещении через таможенную границу товаров в счет исполнения бартерных сделок. С этой целью формируется общий массив данных о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, обеспечивается его централизованная обработка н анализ в отношении каждого паспорта. Анализ включает в себя сопоставление данных ГТД о ввозе и вывозе товаров по каждому подписанному паспорту. В случае выявления информации о нарушении установленных сроков или об неэквивалентных по стоимости встречных поставках товаров, формируются информационные массивы возможных нарушений в области регулирования бартерных сделок по каждой экспортной отгрузке. На основе полученной информации таможенные органы осуществляют проверки предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований. При обнаружении в ходе проверки признаков нарушений таможенных правил, в частности, несоблюдения требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, эквивалентным экспортированным товарам, таможенные органы принимают решение о возбуждении дела па нарушению таможенных правил.

      Контроль  за исполнением бартерных сделок был возложен и на Федеральную  службу по валютному и экспортному  контролю, которая обеспечивала контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок и проводила проверки по фактам неисполнения российскими яйцами установленных требований на основе полученной от ГТК России и МПТ России информации.

      При проведении проверок российских лиц Федеральная служба России проверяла соответствие сведений, содержащихся в паспорте, сведениям, указанным в иных документах, подтверждающих ввоз товаров, факс выполнения работ, предоставления услуг, а также правильность оформления документов. При выявлении фактов оформления паспортов и иных документов с нарушениями установленных требований Федеральная служба направляла информацию об этом в МПТ России для проведения проверок по данным фактам.

      До  начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения внешнеторговых бартерных сделок, российские лица обязаны оформить в МПТ России паспорт в соответствии с правилами оформления паспорта бартерной сделки.

      По  каждому заключенному российским лицом  договору оформляется один паспорт независимо от даты заключения договора, В случае внесения в договор изменений или дополнений, изменяющих сведения, которые использовались при оформлении паспорта, российские лица до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через их таможенную границу в счет выполнения договора, обязаны переоформить паспорт. МПТ России за оформление и переоформление паспорта взимает плату в установленном порядке.

      Для оформления паспорта российское лицо направляет подписанное и  удостоверенное печатью российского лица заявление уполномоченному МПТ России в регионе, в котором осуществляется государственная регистрация российского лица. Если сумма договора превышает в эквиваленте 1 млн. долларов США, паспорт может быть оформлен только в Управлении уполномоченного МПТ России по Центральному району, по согласованию с МПТ России.

      К заявлению прилагаются два экземпляра подписанного и удостоверенного  печатью резидента, составленного  по установленной форме, оригинала  договора (изменения или дополнения к договору), на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии, оригинал и копия разрешения МПТ России, выдаваемого в установленных случаях, копия международного договора РФ, если договор, на основании которого составлен данный паспорт, заключен во исполнение международного договора РФ, а также другие необходимые документы, в том числе удостоверенный резидентом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.

      Срок  рассмотрения представленных документов составляет не более 21 рабочего дня с даты принятия заявления. В течение этого срока проводится проверка представленных документов и соответствия сведений, указанных в паспорте, сведениям, содержащимся в этих документах.

      Резидент, подписавший паспорт, обязан ввезти на таможенную территорию РФ товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, эквивалентные по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, в сроки, установленные законодательством для текущих валютных операций, т.е. в течение 90 календарных дней с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами РФ либо с момента выполнена работ, предоставления услуг, перехода прав да результаты интеллектуальной деятельности, либо в сроки, установленные разрешением МПТ России.

      Кроме того, следует отметить, что Указом установлены требования к стадии заключения контракта. Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путём заключения договора мены. Он должен иметь дату и номер, быть оформленным в виде одного документа. В договоре должны быть определены: номенклатура, количество, качество, цена товара, сроки и условия экспорта и импорта, ряд других условий. Экспортируемые товары должны быть представлены в МПТ для совершения экспертной оценки количества, качества и цены. -

      Однако  на практике возникают ситуации, когда  органы и агенты валютного контроля затрудняются с интерпретацией тех или иных положений законодательства при совершении бартерных сделок ввиду его несовершенства.

      Например, в вышестоящий таможенный орган  поступил запрос Кабардино-Балкарской таможни по поводу фактов вывоза из РФ качественного товара, имеющего реальную и потребительскую стоимость, а ввезли заведомо неликвидный товар, прикрывшись его порчей и предоставив все необходимые документы для подтверждения такого факта32. Ввозимый товар впоследствии помещается под таможенный режим уничтожения по причине порчи. Данную ситуацию можно отнести к «утечке валютных средств» из страны. Таможня спрашивала, является ли данный факт нарушением законодательства и основанием для применения санкций? Однако в настоящий момент ещё не создана такая система нормативно-правового регулирования, которая в полной мере позволяла бы ликвидировать такого рода вопросы. Поэтому на соответствующий запрос таможни был дан ответ, что в данном случае формально соблюдены все условия бартерной сделки и товар фактически поступил на территорию РФ и, учитывая отсутствие нормативно-правовой базы, основании для применения санкций отсутствуют.

      Учитывая  все вышеизложенное, думается, следует  такой вывод: 
несмотря на ряд недостатков, в целом трудно переоценить роль таможенных органов в деле защиты экономических интересов России. 

      2.4 Выполнение банком  функций агента  валютного контроля

 

      В нашей стране функционирует двухуровневая система валютного контроля, состоящая из органов и агентов валютного контроля. Органы валютного контроля - это Банк России и Правительство Российской Федерации (ГТК России и МНС России). Коммерческие банки, таможенные органы и ФСНП России являются агентами валютного контроля.

      Положение коммерческого банка в системе  валютного контроля определяется его  статусом агента валютного контроля. Причем они могут выступать в  качестве активных и пассивных участников правоотношений. В первом случае (активный участник) уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Во втором случае (пассивные участники) кредитные организации выступают в их взаимоотношениях с органом валютного контроля Банком России. То есть деятельность уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля сама является предметом контроля со стороны Банка России. Такой контроль осуществляется путем проверок со стороны территориальных учреждений Центрального банка.

      "Классические" проверки осуществляются путем выборочного контроля. Проверяющий является специалистом в своей области и поэтому сам определяет типы операций, подлежащих проверке, объемы и сроки ее проведения. В этом случае наиболее эффективна методика, когда проверяется одна типовая сделка путем отслеживания операции по документам операционного дня с одновременной проверкой бухгалтерского учета операции. Если нет нарушений, то делается вывод, что такой тип операции проводится без нарушений, и достоверность этого вывода подтверждается проверкой нескольких аналогичных сделок.

      Но  вывод о состоянии работы в  организации в целом, возможно сделать  только на основании существенной информации. Такую информацию можно получить не иначе как путем целенаправленного подробного исследования значительного объема первичных документов. Для такого исследования при ручной («классической») обработке данных требуются значительное время и человеческие ресурсы. Таким образом, можно говорить о недостатках "классического" метода проверок: во-первых, проверка путем выборочного контроля часто не позволяет сделать вывод о том, является ли нарушение системным или случайным, и во-вторых, трудно сделать вывод о причинах нарушения - неоптимальная организационная структура валютного контроля банка, отсутствие взаимосвязи между подразделениями, низкая квалификация сотрудников, целенаправленное нарушение (банк "идет на поводу" у клиента).

      Указанные недостатки, на наш взгляд, могут  быть минимизированы применением "инструментального" метода проверки, основанного на компьютерном автоматизированном рабочем месте (АРМ).

      Внутренние  данные АРМа - установленные инструкциями Банка России нормативы учета, порядка, сроков проведения операции. Входные  данные - электронный массив данных о движении средств по счетам, а также сведения из электронных баз данных, ведущихся в уполномоченных банках согласно требованиям Банка России. Также в программу вводятся данные о внутрибанковском регламенте учета проверяемых операций (используемые номера балансовых счетов и порядок учета). Итог работы АРМа - выходные данные, позволяющие сделать вывод о нарушениях порядка проведения валютных операций, о проведении не предусмотренных нормативными документами операций, нарушения сроков и порядка учета, а также достоверности отчетности. После анализа полученных данных члены рабочей группы запрашивают первичные документы - досье, выписки по счетам, документы дня по выбранным проводкам, другие документы и проводят собеседование со служащими банка, уточняя причины нарушений.

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля