Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 12:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Федеративная
форма государственного устройства
в отличие от унитарной сложна и многолика
и в каждом конкретном случае обладает
уникальными специфическими особенностями.
Федерация является достаточно распространенной
формой государственного устройства (США,
Канада, Республика Аргентина, Бразилия,
Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные
Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия
и др.) Федерация - сложное (союзное) государство,
состоящее из государственных образований,
обладающих юридической и определенной
политической самостоятельностью.
Характерные признаки: - территория
федеративного государства в политико-ад
министративном отношении не представляет
собой единого целого и состоит из территорий
субъектов федерации; - субъект федерации,
как правило, наделяется учредительной
властью (имеет право принятия собственной
конституции); - субъекты федерации наделяются
в пределах установленной для них компетенции
правом издания законодательных актов;
- субъект федерации может иметь свою собственную
правовую и судебную систему; - наличие
двойного гражданства (союза и соответствующего
государственного образования); - двухпалатная
структура союзного парламента (бикамерализм)
Федеративная форма в молодых государствах
отличается высокой степенью централизации.
Отличительные особенности:
- более широкие права, чем у муниципальных
органов обычных административно-
Дуалистическая
монархия. Это первоначальная форма
ограниченной, или конституционной, монархии.
Здесь возникает или уже развивается разделение
властей, видно отделение законодательной
власти от исполнительной. Законодательная
власть принадлежит в принципе парламенту,
который избирается подданными или определенной
их частью. Исполнительная власть принадлежит
монарху, который может осуществлять ее
непосредственно или через назначаемое
им правительство. Судебная власть принадлежит
монарху, но может быть более или менее
независимой. Однако разделение властей
при данной форме правления обычно урезанное.
Хотя законы принимаются парламентом,
монарх пользуется правом абсолютного
вето, то есть без его утверждения закон
в силу не вступит. Монарх может издавать
чрезвычайные указы, имеющие силу закона
и даже более высокую, а главное, может
распускать парламент, заменяя фактически
дуалистическую монархию абсолютной.
Правительство, если такое есть, за свою
деятельность несет ответственность лишь
перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство,
только используя свое право устанавливать
бюджет государства. Рычаг этот может
использоваться лишь раз в году, кроме
того, депутаты, вступая в конфликт с правительством
и через него – с монархом, не могут не
ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Для
монархии дуалистической типичен авторитарный
политический режим. Государственный
же режим может характеризоваться как
ограниченный дуализм власти. Дуалистическая
монархия есть выражение компромисса
между властвующей феодальной верхушкой
общества и остальной его частью, в котором
преобладание все же остается за монархом
и его окружением .Парламентарная
монархия. Эта форма правления существует
обычно в высокоразвитых государствах,
где переход от аграрного стоя к индустриальному
сопровождался преимущественно не коренной
ломкой прежних институтов власти, а постепенным
их преобразованием и приспособлением
к новым условиям (Великобритания, Япония,
Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия
и другие государства). Здесь существует
развитое разделение властей при признании
принципа верховенство парламента над
исполнительной властью, демократический
или по крайней мере либеральный политический
режим. Верховенство парламента выражается
в том, что правительство, которое обычно
назначается монархом, должно пользоваться
доверием парламента (или его нижней палаты),
а монарх, следовательно, вынужден назначить
главой правительства лидера партии, имеющей
в парламенте (нижней палате) большинство
мест, либо лидера коалиции партий, таким
большинством располагающей. Монарх при
данной форме правления царствует, но
не правит. Правом вето в отношении законов,
принятых парламентом, даже когда оно
ему принадлежит, он либо на практике не
пользуется, либо осуществляет это право
по указанию правительства. Как правило,
монарх лишен возможности действовать
самостоятельно, и все исходящие от него
акты обычно подготавливаются правительством
и скрепляются его главой или соответствующим
министром, без чего не имеют юридической
силы. Тем самым глава правительства или
министр принимают на себя ответственность
за данный акт монарха, так как сам монарх.
Главный отличительный признак парламентарной
монархии – политическая ответственность
правительства перед парламентом (нижней
палатой) за свою деятельность. Если парламент
выразит правительству недоверие или
откажет в доверии, правительство должно
уйти в отставку либо должно быть уволено
в отставку монархом. Однако обычно это
полномочие парламента уравновешивается
правом правительств предложить монарху
распустить парламент и назначить новые
выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной
и исполнительной властью разрешил народ:
если он поддержит правительство, то в
результате выборов в парламенте образуется
большинство из его сторонников, если
же избиратели с правительством не согласны,
то и состав парламента окажется соответствующим,
а правительство будет сменено.
Парла́ментская
респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий
в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед
парламентом, а не перед президентом.При такой форме правления
правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством
голосов в парламенте. Оно остаётся у власти
до тех пор, пока располагает поддержкой
парламентского большинства. В случае
утраты доверия большинства парламента
правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска
парламента
и назначения новых выборов. Такая форма правления
существует в странах, отличающихся развитой,
в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой
системе демократии обычно проводятся
по партийным спискам, то есть избиратели
голосуют не за кандидата, а за партию.Полномочия
парламента В полномочия парламента,
помимо законодательства, входит контроль
за правительством. Кроме того, парламент
обладает финансовой властью, поскольку
он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет
пути социально-экономического развития,
курс внутренней, внешней, а также оборонной
политики государства. Глава
государства Глава
государства
в таких республиках, как правило, избирается
парламентом или специально образуемой
более широкой коллегией, включающей наряду
с членами парламента представителей
субъектов федерации или представительных
региональных органов самоуправления. Это и является
главным видом контроля парламента за
исполнительной властью.Тем не менее,
глава государства при такой форме правления
обладает определенными серьезными полномочиями
Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает,
имеет право роспуска парламента, формально
назначает главу правительства (только
главу партии или блока партий победившей
на выборах), является главнокомандующим
вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.Президент,
являясь главой государства, не является
здесь главой исполнительной
власти,
то есть правительства. Смешанная
республика (также может называться
полупрезидентской, полупарламентской,
президентско-парламентской республикой) — форма государственного
правления,
находящаяся между президентской и парламентарной
республиками.
Характеристика смешанной
С одной стороны, парламент смешанной
республики имеет право вынести вотум
недоверия правительству, сформированному
президентом. С другой стороны, президент
имеет право распустить парламент и назначить
внеочередные выборы ( в некоторых странах
парламент не может быть распущен в течение
конституционно определённого срока).
Таким образом, как и в парламентарных
странах, в смешанной республике правительство
может работать, только когда оно опирается
на поддержку парламентского большинства.
Но если в парламентарных странах президент
или монарх (номинальный глава государства)
лишь формально назначает правительство,
реально сформированное парламентской
правящей партией или коалицией, то в смешанной
республике избранный народом президент
вправе фактически формировать своё правительство,
невзирая на существующее парламентское
большинство, вступать в конфликт с парламентом
и добиваться его роспуска. Такое положение
невозможно ни в парламентарных странах,
ни в президентской республике. Поэтому
смешанную республику считают самостоятельной
формой правления, наряду с парламентарной
и президентской. Смешанные
республики Первой республикой с подобной
формой правления была Веймарская
республика
в Германии (1919—1933 годы. Из современных
государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Азербайджан и Россия.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"