Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:13, шпаргалка
Ответы на вопросы для подготовки к экзамену
Так как государственное правовое регулирование не может (и не должно) охватить всю гамму отношений, складывающихся в рамках различных коллективов, то сам коллектив генерирует определенные внутренние стандарты поведения. Как правило, эти нормы закрепляются в уставах, в положениях, коллективных договорах, иных актах. Большая часть корпоративных норм касается организации трудового процесса, деятельности той или иной корпорации. Так, примерами корпоративных актов в сфере трудовых отношений являются: правила внутреннего трудового распорядка, порядок начисления заработной платы, премий, гарантийных и компенсационных выплат, должностные инструкции и др.
Корпоративными нормами закрепляются права и обязанности членов организации, особенности их взаимоотношений между собой, а также порядок создания и функционирования общественных организаций. Обязательными данные нормы являются лишь для членов этих организаций, а в организациях, где нет членства - для участников (корпорации, общественные объединения).
По своим формальным характеристикам
корпоративные нормы близки к
нормам права: они также имеют
текстовую форму, закреплены в соответствующих
документах, имеют четкую процедуру
принятия. За нарушение корпоративных
норм не следуют юридические санкции,
в то время как за нарушение
локальных правовых норм, изложенных
в учредительных документах, правом
предусмотрены различные
Корпоративные нормы выполняют важную роль в деле развития самостоятельности, саморегулирования, способствуют развитию инициативы на местах.
Правовые нормы очерчивают внешнее поле действия корпоративных норм и вторгаются в действие норм общественных организаций лишь тогда, когда наблюдается противоречие с нормами права. При этом следует учитывать, что множество общих признаков правовых и корпоративных норм позволяет говорить о том, что конфликтные ситуации между этими группами (по сравнению с противоречиями между правом и другими социальными регуляторами) минимальны.
Мораль. Право и мораль. Слово мораль (от лат. "moralis") обозначает "относящийся к нраву, характеру, складу души". Слово "нравственность" - славянского происхождения, оно близко по смыслу со словами "благонравие", "добронравие". Термины "мораль", "этика" и "нравственность" в философской литературе рассматриваются как синонимы, обозначающие одно и то же явление <*>. Дурной поступок одновременно можно назвать и неэтичным, и аморальным, и безнравственным.
------------------------------
<*> См., например: Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 1989. С. 378 - 379.
Мораль представляет собой единую систему чувств, сознания, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества, групп и отдельных лиц о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, о чести, о совести <*>.
------------------------------
<*> Следует иметь в
виду, что философская наука,
Нормы морали, как и нормы иных социальных регуляторов, - правила поведения, устанавливающие рамки сочетания личных и общественных интересов в определенных жизненных ситуациях.
Сфера действия морали, с
одной стороны, чрезвычайно узка
и представляет собой сферу межличностного
общения (дружба, любовь, взаимопомощь),
а с другой стороны - универсальна,
поскольку моральные нормы
Мораль действует на внутренний
мир человека и на его поведение,
право не способно вторгаться в сферу
чувств, эмоций. Даже слова, за редким исключением
(клевета, призывы к свержению
существующего строя и т.п.), неподвластны
правовому воздействию. Однако и
сферу действия морали нельзя считать
безграничной. Большинство правовых
процедурных и процессуальных моментов
(порядок ведения судебного
Мораль и религия едины
в стремлении усовершенствовать
мир, сделать отдельного человека и
все общество в целом лучше. Они
не приемлют нынешнее состояние членов
общества, считая его несовершенным
и порочным. Их - цель достигнуть максимума
возможного человеческого поведения
(добрый, бескорыстный, как Христос).
Право же ориентировано на минимум
возможного человеческого поведения
и требует адекватной реакции
общества на это поведение. Право
не содержит норм, предписывающих, чтобы
мысль об убийстве не приходила человеку
в голову, - это максимализм, свойственный
морали. Право принимает человека,
общество таким, какие они есть: с
преступностью, с эгоизмом и т.п.
и предусматривает вариант
Мораль не имеет своим источником государство, и она не выражает волю государства. Моральные установки различных личностей и групп различны, в то время как право едино для всего общества.
Моральные нормы, будучи нигде не записанными (за редкими исключениями, например "Моральный кодекс строителей коммунизма"), существуют лишь в общественном мнении. Именно общественное мнение является той внешней силой, которая обеспечивает соблюдение норм морали. Функционирование моральной системы регулирования всегда связано с учетом единства внутренних стремлений, побуждений людей и внешним проявлением этих стремлений в действительности. Однако мораль утратила бы свою регулирующую роль, если бы на страже ее требований не стояло общество. Формой внешнего воздействия, имеющей характер принуждения, выступает общественное мнение. Его сила зависит от силы коллектива, что позволило Г.Ф. Шершеневичу вывести формулу: "Сила общественного мнения... обратно пропорциональна общественной массе и прямо пропорциональна общественной энергии" <*>. В нынешних условиях, когда все большее число людей склонны руководствоваться принципом индивидуализма, роль общественного мнения, несомненно, снижается, важнейшим при этом становится свойство морали выступать в качестве саморегулятора поведения отдельного индивида. Именно это свойство морали позволяет говорить о таком ее признаке, как отсутствие разделения субъекта и объекта регулирования, характерного для права.
------------------------------
<*> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 167.
Для оценки человеческих поступков мораль использует две основные категории: добро и зло. С изменением общества меняется и содержание этих понятий, но в любом случае добро отвечает интересам общества, а зло не отвечает им. Поскольку человек постоянно сталкивается с подобными оценками, то постепенно у него формируются представления о желательных для общего блага масштабах поведения.
Элементами морального сознания выступают такие чувства, как чувство долга, чести, достоинства, совести, любовь. Именно эти чувства определяют не только само поведение человека, но и систему тех моральных правил, которыми он постоянно руководствуется. Переплетения различных моральных требований, обусловленных различием социальных общностей, придает моральному сознанию многоплановый характер.
Правовые нормы возникают не из правосознания конкретных индивидов, а из деятельности институтов общества (суд, законодатели), поэтому они являются институциональными. Нормы же морали формируются в духовной жизни общества, независимо от существующих в обществе институтов.
Действие норм морали осуществляется через формирование внутренних установок, мотивов, ценностей, принципов поведения и не предполагает наличия заранее установленных механизмов регулирования. Реализация же норм права невозможна в случае отсутствия механизма правового регулирования.
Общее в праве и морали - наличие общечеловеческих ценностей, которые являются ядром моральной системы и, будучи закрепленными в различных актах, в том числе международно-правовых, становятся основой позитивного права государства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией.
В западной юридической науке активно используется термин "моральное право", который обозначает допустимую обществом (а не законом) меру притязания, которая не предполагает обязательности ответных мер. Например, хорошо относясь к определенным людям, мы имеем лишь моральное право требовать подобного отношения к себе, но в реальности это отношение зависит не от реализации нашего права, а от воли второго субъекта. В этом отличие морали от права, так как последнее всегда предполагает не только притязание, но и определенную ответную реакцию.
Внешняя форма выражения норм морали может быть различной: запреты (нельзя лгать, нельзя красть), требования (нужно помогать ближнему, нужно бороться со злом), народные пословицы (сам пропадай, а товарища выручай).
Так, моральный принцип
честности и правдивости
Однако есть и существенное расхождение между правом и моралью. Групповая мораль особенно криминализированной и маргинализированной частей общества, как правило, расходится с общими для всех граждан правовыми установками. Подобные примеры в немалом количестве можно найти в жизни современного российского общества. Однако их тиражирование через средства массовой информации без должного акцента на негативности подобных явлений может привести к распространению моральных установок отдельных групп общества на все общество.
Распространение норм морали
отлично от действия норм права, поскольку
моральные нормы
Право и мораль тесно связаны. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 20.1 предусматривает, что нецензурная брань в общественных местах или оскорбительное приставание к гражданам влечет за собой наложение административного штрафа или административный арест. Статья 20.21 также определяет наказание за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Ряд моральных правил, особенно в сфере профессиональной морали, со временем могут принимать правовую форму. Так, известная с давних времен клятва Гиппократа, произносимая будущим врачом, содержала в себе лишь моральные обязательства, долг врача перед пациентами. Фиксация же в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан текста клятвы врача свидетельствует не только о важности этических моментов врачебной деятельности, но и о необходимости подкрепления действия моральных норм в сфере профессиональной этики силой государственного принуждения.
Таким образом, можно считать, что в тех случаях, когда норм морали недостаточно, им на помощь приходят более "сильные" нормы - правовые.
Система социального регулирования
является действенным инструментом
упорядочения отношений внутри социума
благодаря постоянному и
В различные исторические
эпохи удельный вес, сфера действия
того или иного социального
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"