Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

 В современном мире  с развитием спутникового телевидения  и некоторых других СМИ, обладающих  почти безграничным радиусом  действия, расширились возможности  культурно-информационной экспансии  мощных информационных корпораций  ведущих стран Запада. Располагая  новейшей техникой и технологией,  богатым опытом радио- и телевещания  и опираясь на свою экономическую  мощь, они непосредственно подчиняют  или вовсе вытесняют национальное  радио, телевидение и кинематограф  и навязывают более слабым  странам свои культурные и  потребительские стандарты. Как  неоднократно отмечалось на конференциях  ЮНЕСКО, под предлогом свободы  распространения информации транснациональные  информационные корпорации формируют  неадекватные социально-экономическим  реальностям этих стран потребности  и ценностные ориентации, культивируют  роскошь и "потребительство в мире бедности" и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.

24.8. Педагогика СМИ

 Помимо специальных  органов государственного или  общественного контроля использовать  СМИ в интересах граждан и  предотвратить негативные последствия  их деятельности помогает коммуникационное  воспитание населения и, особенно, молодого поколения. Теоретической  основой такого воспитания является  специальная наука и учебная  дисциплина - педагогика СМИ. Ее  главная цель - научить граждан  критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Изучение этой дисциплины призвано ознакомить граждан с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции.

 Политико-коммуникационное  воспитание молодого поколения  получает все большее распространение  в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо  России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.

 Особенно велика роль  СМИ в переходные периоды общественного  развития, поскольку без их активной  деятельности невозможно изменить  политическое сознание, ценностные  ориентации и цели широких  слоев населения и добиться  массовой поддержки политики  социальных преобразований.

 

 

Тема 4. Политика и политическое управление

4.1. Трансформация содержания  политики государства и управления  в различные исторические эпохи

 Если рассматривать  политологию как науку о политике  во всех ее проявлениях, как  мы это делаем, то, естественно,  необходимо уделить должное внимание  самому понятию политики: уяснить,  когда и почему появилась потребность  в этом термине, какой в него  вкладывали смысл, как он трансформировался,  наполнялся новым содержанием  с течением времени.

 Термин "политика" возник  в Древней Греции. Он образован  от слова polis - город, государство (в Древней Греции город был, как правило, и государством). Основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления. с тем, что "относится к государству" (Аристотель. Политика). В дальнейшем традиция анализа форм государственного правления (монархия, республика и их разновидности) прочно закрепилась в политической науке.

 Долгое время проблематика  политической науки практически  целиком концентрировалась вокруг  государства. Так, в вышедшем  еще в 1910 г. американском популярном  учебнике Д ж. Гарнера "Введение в политическую науку" утверждалось, что "политическая наука начинается и заканчивается государством". С точки зрения нашего подхода к анализу политики чрезвычайно важно понять, какого рода управленческие задачи решались при этом. С этой целью придется "углубиться" в историю, в тот период, который обозначают как родовой, первобытнообщинный строй.

 Сообщества людей, как  и любая сложная система, стремятся  сохранить свою целостность и  интегрировать отдельные свои  составляющие, регламентируя тем  или иным образом взаимосвязи  (взаимоотношения) их друг с  другом и с системой в целом.

 В общинном сообществе  интеграция и регламентация осуществлялись  при помощи родственных связей, обычаев, традиций, привычек, сложившихся  форм поведения. Отсутствие глубокой  дифференциации внутри этого  общества ("схожесть элементов") и сравнительная бедность и  схематизм, постоянство типов  воспроизводимых внутренних связей  делали процесс интеграции и  регламентации данного общества  сравнительно простым. Он не  требовал для этих целей специальных  структур, как и групп людей,  специализирующихся па выполнении  определенных управленческо-регламентирующих функций. Этот процесс развивался в основном стихийно, спонтанно, и четкого разделения на управляющих и управляемых в общинном обществе не существовало.

 Можно сказать, что  при общинном строе управление  осуществлялось как бы "на общественных  началах" и в большей мере  за счет "поголовного" участия  в нем взрослых членов общины, которые доверяли друг другу,  что предопределяло добровольное  соблюдение ими обязательных  норм поведения. К тому же  это общество еще не располагало  достаточными ресурсами для того, чтобы выделить какую-то их  часть для выполнения функций,  не связанных непосредственно  с добыванием жизненных благ.

 По мере развития  первобытного общества, разделения  труда, увеличения числа членов  общины и их территориального  расселения, усложнения социальной  структуры и увеличения разнообразных  связей внутри общины начали  формироваться группы людей, образ  жизни и интересы которых стали  резко отличаться от образа  жизни и интересов других групп,  что иногда приводило к конфликтам  между ними.

 В этих условиях  старыми способами сохранить целостность общества и интегрировать его элементы в целях совместной деятельности и совместной жизни было уже невозможно, как невозможным стало и добровольное подчинение общеобязательным нормам или управление обществом на общественных началах. Потребовалось создание специальных институтов для выполнения управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода "арбитра", "координатора" и "регулировщика" в одном лице, который бы олицетворял общую волю и определял общее благо. С созданием в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируется государство и появляется политика.

 Слово "государство" (state - англ.; Staat - нем.; etat - франц.) в качестве общего термина, обозначавшего состояние общественно-политического организма, впервые употребил в начале XVI в. Н.Макиавелли в форме stato. В английском языке несколько ранее использовались родственные слова status и estate, в число значений которых входят положение, статус, а в последнее время и государство. Оба этих термина происходят от латинского status - состояние (гражданское), положение. Политическая мысль выработала множество определений государства, которые можно классифицировать на дескриптивные и нормативные, теологические и светские, философские. юридические и социолого-политологические, либеральные, консервативные и социалистические (марксистские).

 Абсолютное большинство  исследователей, признавая государство  продуктом естественно-исторического развития общества, по-разному определяют приоритетные факторы его возникновения, следовательно, во многом по-разному трактуют и функции государства, сущность политики. Марксисты приоритетное внимание уделяют проблемам противостояния общественных групп (классов). Достаточно вспомнить Энгельса: государство создается для того, чтобы противостоящие классы не пожирали друг друга в бесплодной войне. В марксизме государство как орбитр всегда пристрастно и фактически выполняет волю одной общественной группы (класса) - той, которая доминирует в экономике. Это прежде всего орган насилия. Одновременно государство рассматривается марксистами как определенная форма организации общества, особое его состояние (вспомним значение основополагающего латинского слова status), что и послужило основой концепции отмирания государства.

 У Локка и особенно  Руссо превалирует договорное  начало в образовании государства:  люди договорились на "паритетных" началах создать орган для  защиты своих естественных прав  и обеспечения общей безопасности, безопасности всех и каждого.  Естественно, что при таком  подходе насилие уже не является  безоговорочно доминирующим и  всеобъемлющим принципом функционирования  государства. Имеется определенное  число сторонников и теории  формирования государства путем  (и за счет) завоеваний и подчинения  других народов - опять-таки путем  насилия, но направленного вовне,  а не вовнутрь данного сообщества. Не вдаваясь в полемику, отметим главное: выросшее из недр общества государство ("публичная власть") oi-деляется от общества, создает сеть специальных институтов и учреждений и слой профессионалов-управленцев, которые монополизирую] право на определение общеобязательных правил поведения, легальное применение насилия, определяют, что есть общая воля и общее благо. Формируя основные "правила игры" и следя за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на процессы, происходящие в обществе, государство становится важнейшим арбитром и координатором во взаимоотношениях отдельных групп, а близость к арбитру-координатору во многом определяет статус и роль групп в обществе, их возможности удовлетворения своих потребностей и интересов. Иными словами, на определенных этапах развития общества существующие в нем группы реализуют свои важнейшие стратегические (политические) интересы и выстраивают линию отношений с другими группами не иначе как с помощью посредника, ибо все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению Ленина, и "есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

 По мере развития  общества, накопления в нем материальных  благ, снижения остроты противоборства  между отдельными группами за  эти блага, самообучения и овладения  обществом цивилизованными формами  решения конфликтных ситуаций, овладения  принципами и механизмами самоорганизации  и самонастройки, создания соответствующих  институтов (партии, средства массовой  информации, другие институты гражданского общества), а также процедур и механизмов (выборы прежде всего) положение в политической сфере резко меняется.

 В конце XIX - начале XX в. сначала в США, где государство вырастало из местного самоуправления и где рано возникли автономные организованные группы, а затем постепенно в Западной Европе государство утрачивает значение едва ли не единственного инструмента политики. Оно оказывается опутанным сложной сетью институтов и отношений, которые соединяют его с гражданским обществом и обеспечивают демократический характер публичной политической власти. В фокусе политической науки сосредоточиваются не государство и государственный строй, а власть и политическая система. В соответствии с этим корректируется понятие политики. В ней появляются такие проблемы, как:

-- сфера притязаний различных  акторов (субъектов) на власть, их роль и функции в политической системе;

- легитимность притязаний  различных акторов на власть;

- ресурсы различных акторов на выполнение властных функций;

- сформированность у акторов политически значимых притязаний;

- формы и методы воздействия  акторов на деятельность государственных органов:

- отбор управляемыми тех, кому они вручают бразды правления (управляющих);

- взаимодействие управляемых  и управляющих в ходе выработки  и принятия жизненно важных для общества решений.

4.2. Взаимосвязь политики  и управления на современном  этапе

 Итак, рассмотрев политику  вначале как "все то, что  имеет отношение к государству", а затем и в более современном  понимании, предлагаем определение  этого понятия.

 Политика - это особый  вид межгрупповых отношений, связанных  с использованием большими группами  людей институтов публичной власти  для реализации их жизненно  важных интересов.

 Из предыдущего изложения  ясно, что политика и политическое  управление в СССР почти целиком  замыкались на деятельности государства  - главного арбитра и координатора  поведения и деятельности групп  в обществе.

 Наличие в системе  политического управления такого  звена, как КПСС, по существу  ничего не меняло. КПСС не была  партией в современном смысле  этого слова. Это была государственная  партия, основополагающая часть  государственной структуры, определяющая  стратегию общественного развития  и осуществляющая контроль за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. В этом заключался основной смысл "партийного руководства". Не случайно все важнейшие государственные решения принимались совместно ЦК КПСС и Советом Министров.

 Соответствующим образом  развивалась в СССР и политическая  наука. На Западе одной из  наиболее рано утвердившихся  и развитых областей политической  науки является область публичного  управления. В СССР же принято  было говорить о партийном  руководстве и государственном  управлении. Использование двух  терминов-определений отражает не  просто семантические, а теоретико-методологические  различия между советским (и  частично российским) "государственным  управлением" и преимущественно  западным "публичным управлением". Создание большевиками системы  однопартийного государства, или  государственной партии, привело  к огосударствлению почти всей  жизни общества и индивидов,  к подмене социокультурного идеологическим и формально-юридическим. Область частного почти полностью изгоняется не только из экономики, но и из социально-политической и культурной сферы общества. Поэтому управление едва ли не всеми делами общества и индивидов становится государственным управлением, а само это управление как отрасль научного знания переходит преимущественно в лоно юридических наук, главным образом административного права. Дополнением ему служила и такая отрасль знания, как партийное строительство.

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"