Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
3. Современные специалисты в области менеджмента считают, что
произошла смена четырех концепций, каждая из которых по-своему
раскрывает различные аспекты проблемы управления персоналом и
подходы к ее решению.
1. Использование трудовых ресурсов (labour resources use) с конца
XIX в. до 60-х гг.XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась
лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и
зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и
тейлоризме, а в СССР - в эксплуатации труда государством.
2. Управление персоналом (personnel management). Научной основой
этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических
организаций, когда человек рассматривался через формальную роль -
должность, а управление осуществлялось через административные
механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
3. Управление человеческими ресурсами (human resource
management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс- элемент социальной
организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции,
социальных отношений, состояния работника). В российской практике
эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы
перестройки получила распространение в "активизации человеческого
фактора".
4. Управление человеком (human being management). В соответствии с
этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект
управления, который не может рассматриваться как "ресурс". Исходя из
желаний и способностей человека должны строиться стратегия и
структура организации. Основоположниками данной концепции
считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако
она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности,
созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.).
Происходящие в нашей стране экономические и социальные
преобразования сопровождаются серьезной работой по совершенствованию
форм и методов управления. Это требует качественных изменений в
организации и управлении на всех его уровнях и во всех звеньях.
Под управленческой деятельностью будем понимать вид трудовой
деятельности по выполнению функций управления в организации,
назначением которого является обеспечение целенаправленной и
скоординированной деятельности трудового коллектива по решению
стоящих перед ним задач.
Объектом управленческой деятельности является сфера ее приложения —
организация, структурное подразделение.
Предмет управленческой деятельности — информация о состоянии
объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.
Продукт управленческой деятельности — управленческие решения и
практические действия, необходимые для обеспечения функционирования
объекта в требуемом режиме. Содержание управленческой деятельности применительно к
конкретному объекту определяется составом функций управления. К. их числу
можно отнести: определение целей и планирование, организацию
исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей,
учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную
форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект,
обусловливая соответствующие стиль и методы управления.Сущность
социологического подхода к управлению состоит в выделении трех
компонентов. Первый – целенаправленное управляющее воздействие,
включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро
управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления
находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда
воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в
состав самого объекта). Второй – социальная самоорганизация, т.е.
спонтанные процессы внутри-коллективного регулирования (лидерство,
«шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).
Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок,
включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда
(решения, объективированные в стабильной должностной структуре,
административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся
правил и норм отношений в коллективе.
Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их
интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого
из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован
как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы
разовых воздействий в форму долговременного порядка или «подключить»
спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией.
Таким образом, в социальном управлении, в отличие от других видов,
главными компонентами выступают либо люди как члены различных
организаций. Либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в
сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать
субъектами и объектами управления.
Субъект управленческой деятельности – это источник управленческой
активности, направленной на определенный объект управления.
Объект управления – часть объективной действительности, на которую
направлено управленческое воздействие.
Между субъектами и объектами управления существует диалектическое
взаимодействие и
управления является соответствие субъекта управления его объекту.
В менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали
и по вертикали. Горизонтальное разделение труда может не проявляться в
мелких организациях.
Внутри больших организаций, которые имеют сложную структуру,
существуют различные "горизонтальные" подразделения, например, отделы,
службы, участки, и т. п.
Горизонтальный характер разделения труда характеризуется тем, что
производится расстановка руководителей по различным подразделениям
организации. Особенность ее заключается в том, что горизонтально
разделенная работа должна быть обязательно скоординирована.
Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и
вертикальное разделение труда. Основное назначение этого вида
разделения труда — координирование действий людей, объединенных
общей структурой данной организации для выполнения общих целей.
Вертикальное развертывание разделения труда, при котором
вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих
руководителей, способствует образованию различных уровней управления.
При этом название должности, которую занимает тот или иной
руководитель, дает возможность определить, на каком уровне
управления находится этот руководитель. Размер организации — это один из важнейших факторов, который
определяет количество уровней управления. Все уровни управления
внутри организаций обычно делятся на три основные категории:
1) институциональный уровень (руководители высшего звена);
2) управленческий уровень (руководители среднего звена управления);
3) технический уровень (руководители низового звена управления).
На институциональном уровне разрабатываются стратегические, т.е.
перспективные, планы и цели.
Институциональный уровень управления организацией — самый
малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее
распространенные должности руководителей высшего звена управления —
президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний. В
среде государственных служащих — это, например, министры, в армии —
генералы и т.д. Руководители высшего звена управления являются лицами,
ответственными за принятие важнейших организационных решений. Их
работа очень напряженная и интенсивная. Руководители такого ранга
непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет
непосредственное отношение к деятельности всей организации.
Особенность работы руководителей высшего звена управления
характеризуется также и тем, что она не имеет четких границ, пока
существует данная организация.
Основное содержание деятельности руководителей высшего уровня
управления: выбор основного направления деятельности организации с
учетом внешних внутренних факторов работы. Постановка стратегических
целей, организация стратегического планирования; прогнозирование
работы предприятия на определенный отрезок времени. Предвидение
будущих результатов эффективности предприятия. Ответственность за все
решаемые в организации задачи и принимаемые решения. Полное владение
информацией о задачах, средствах их решения, внешних факторах. Реализация власти и полномочий в соответствии с имеющимся статусом и
ролями.
Руководители среднего звена управления подчинены руководителям
высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль работы
руководителей низового (технического) уровня. Если организация имеет
большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена
разделяются на два дополнительных уровня (на верхний уровень среднего
звена управления и на низший уровень среднего звена управления).
Наиболее типичными должностями руководителей среднего звена
управления являются: начальник отдела, декан (в высшем учебном
заведении и т.п. Во многих организациях руководители среднего звена
управления принимают участие в принятии решений, готовят
информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.
Основное содержание деятельности руководителей среднего уровня
управления: знание полной информации о задачах данного уровня.
Руководство малыми (рабочими) группами. Ответственность за деятельность
этих групп. Осуществление лидерских функций. Управление
групподинамическими процессами. Ответственное поведение за сплоченность
групп, групповое единство, групповое мотивирование, принятие всеми
членами групп организационных целей, формирование ценностно-
ориентационного единства. Мотивирование отдельных работников, а также
всей группы. Участие в выполнении всех функций управления. Борьба с
конфликтами.
Руководители низового звена управления осуществляют контроль
над выполнением производственных заданий. Это — организационный
уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями
неквалифицированной рабочей силы. Руководители низового уровня
выполняют очень напряженную работу с большим наличием самых
разнообразных действий. Им приходится переходить от одной задачи к
другой. Основное содержание деятельности руководителей среднего уровня
управления: оперативное управление функционированием организации.
Непосредственный контакт с каждым членом рабочей группы.
Осуществление индивидуального мотивирования каждого работника.
Постоянное общение с членами группы. Организация деятельности
исполнителей. Контроль над выполнением заданий. Разрешение деловых и
межличностных конфликтов. Решение текущих задач управления.
Осуществление обратной связи с персоналом.
Итак, в основе построения любой организации лежит сочетание двух
основных принципов:
¾ иерархического (субординационного, «вертикального»)
¾ координационного (паритетного, «горизонтального»).
По отношению к управленческой деятельности первый принцип
отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших
уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем
руководства.
Второй принцип — координационный — является воплощением
функционального разделения труда. Функциональное разделение
закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и
исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания
деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта —
«горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное
пространство организации. Сама же координация является следствием
разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само
управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и
ответственности.
Сочетание иерархического и координационного принципа управления в
том или ином виде даёт следующие варианты построения отношений в
организации. Можно выделить следующие формы управления.
1) пирамидальная структура (иерархия): Это достаточно традиционная структура организации отношений,