Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
25 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате чего выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции и новые теории лидерства.
Исторически более ранними являются традиционные концепции.
Они основываются на концепции
лидерских качеств и концепции
лидерского поведения. Сходство данных
концепций состоит в том, что
они основаны на рассмотрении лидера
как человека, наделенного уникальными
качествами. Каждая теория пытается выявить
общие аспекты поведения
Наиболее известными приверженцами и исследователями концепции лидерских качеств являются Ральф Стогдилл, Уоррен Беннис и Эдвин Гизелли. Данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.
Концепция лидерских качеств
рассматривает лидеров как
Концепция лидерского поведения
предполагает возможность подготовки
лидеров по специальным программам
с помощью воспитания в них
соответствующих качеств. Такая
концепция послужила основой
для разработки программ подготовки
лидеров. Несмотря на многочисленные исследования
взаимосвязи между чертами
На основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Френком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах в каждом случае он проявляет их по-своему. В ситуационных концепциях лидерства особое внимание уделяют воздействию внешних факторов, оказывающих значительное влияние на способность человека вести за собой коллектив.
Общим для традиционных и ситуационных концепций лидерства является предположение, что результат от управленческой деятельности взаимосвязан с лидерскими качествами руководителя, т. е. и то и другое можно изменить.
В результате были созданы новые концепции лидерства. Наиболее известными из них являются концепции атрибутивного лидерства (аналитик), харизматического лидерства и преобразующего лидерства (реформатор).
Все они имеют право на существование, но ни одна из них полностью не отражает феномен лидерства, который и по сей день остается загадкой.
Концепции лидерства
В современных политологических концепциях функционируют различные критерии классификации лидерства. Лидеров разделяют:
- По степени влияния на общество: на реальных («лидеры-repoï»), на менеджеров, которые не имеют ярко выраженного влияния на ход событий в обществе;
- За психологическими
чертами и типами поведения:
а) по отношению к
Вышеназванные четыре дихотомии «чистых» лидеров определил польский политолог Е. Вятр. Они, по его мнению, проявляются в различных комбинациях.
В марксистской науке лидеров подразделяют: на правящих и оппозиционных; буржуазных и пролетарских; кризисных и рутинных.
По стилю руководства и системой выделяют:
- Диктаторский тип лидера,
который стремится достичь
- Демократический тип
лидера, опирается не только на
свои качества и авторитет,
но и поддерживает дух
- Автократический тип лидера, который должен обладать высокими профессиональными и личными качествами, чтобы побеждать оппонентов.
Выделяют еще плутократический
тип лидера (часто это лидеры «теневой»
экономики); лидера-популиста, который
опирается на популярные настоящем
желании, проблемы, предлагает простые
и наиболее общепринятые (на уровне
понимания масс) способы выхода из
сложных ситуаций; лидера-профессионала
(лидер постиндустриального
Политический лидер в
любом обществе призван выполнять
определенные функции: объединение
общества вокруг общих целей; одобрения
и осуществления компетентных политических
решений; связь власти и подвластных
структур, ослабление эмоциональной
отчужденности между двумя
Концепции лидерства
Изучением лидерских
качеств в мире занимаются
довольно давно, в результате
этого выделились три подхода
к изучению лидерства:
Исторически более ранними являются традиционные концепции.
Они основываются на
концепции лидерских качеств
и концепции лидерского
Концепция лидерских
качеств рассматривает лидеров
как особых людей с врожденным
набором определенных черт
Концепция лидерского поведения
предполагает возможность подготовки
лидеров по специальным программам
с помощью воспитания в них
соответствующих качеств. Данная концепция
послужила основой для
На основе традиционного
подхода появилась
Общим для традиционных и
ситуационных концепций лидерства
является предположение, что результат
от управленческой деятельности взаимосвязан
с лидерскими качествами руководителя,
а, следовательно, и то и другое можно
изменить. В результате были созданы
новые концепции лидерства. Наиболее
известными из этих концепций являются:
концепция атрибутивного
Данные концепции уделяют
большое внимание душевным
Все эти концепции
имеют право на существование,
ни одна из них полностью
не отражает феномена
3. Современные модели лидерства.
3.1. Концепция атрибутивного
Данная
концепция опирается на теорию
атрибуции, объясняющую
следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают
причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что
выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено
реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных,
лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от
этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает
стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на
поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты
работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если
же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному
факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить
проблему по-другому.
Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших
ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию
людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе,
пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При
этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности
непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу
информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок,
помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное
таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.
Определение
лидером причин поведения
составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или
обстоятельства.
В поиске
причин лидер пытается
о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень
уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между
поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно
приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует
то, насколько подчиненный последователен в проявлений данного поведения или
как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает,
насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. ТО есть, является
ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или
наблюдается у многих.
На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося
влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и
заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше
поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных
характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на
подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты
личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.
Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно
приписывать успех в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним.
По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.
Данная
модель атрибутивного
раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными
и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.
В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление
лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя
типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности,
последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное
лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера,
является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером
причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем,
кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если
лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность, по
его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие
меры.
Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют
большой практический интерес:
- подчиненные склонны
видеть причины их плохой
подчиненных;
- руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при