Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
1. Социальные конфликты в коллективе
Понятие и элементы конфликта в коллективе
В специальной литературе
конфликты рассматриваются на
социальном, социально-психологическом
или психологическом уровнях,
которые диалектически связаны
друг с другом. В социально-психологическом
плане отличительным признаком
организационного конфликта
Несмотря на то,
что конфликт — это всегда
процесс, он имеет
1. Стороны конфликта.
В любом конфликте есть, как
минимум, две конфликтующие
» участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют просто активных и инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники могут явно или неявно поддерживать прямых участников или даже провоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
» организатор конфликта — тот, кто его планирует и руководит его протеканием;
» жертва конфликта;
» посредник —
это судья, который может
При конфликте роли
участников могут изменяться: на
одном этапе человек или
Каждая сторона
конфликта обладает силой (
Богатство может
быть использовано как
2. Предмет конфликта.
То, из-за чего возникает конфликт,
объективно существующая или
воспринимаемая в качестве
3. Объект конфликта
— конкретная причина, видимая
движущая сила конфликта. Он
может быть реальным или
Условием конфликта
является притязание одной из
сторон на неделимость объекта,
Выделяют три типа объектов конфликта, которые:
• не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;
• могут быть разделены на части в различных пропорциях;
• участники конфликта
могут владеть ими совместно
(это ситуация мнимого
Необходимо иметь ввиду, что, даже если объект конфликта как-либо устраняется, а предмет остается, сохраняется возможность продолжения конфликта или возникновения нового (например, если работник считает, что ему мало платят потому, что начальник к нему несправедлив, простое повышение зарплаты приостановит конфликт лишь на время. Если не будут изменены отношения, конфликт начнется по другому поводу).
4. Окружающая среда.
Это совокупность объективных
физических и социальных
Виды конфликтов в коллективе
На основании анализа
социологических и социально-
1. социально-экономические
— конфликты в современном
обществе представляют собой
порождение и проявление
2. социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей;
3. социально-демографические
— различия в установках, мотивах
поведения, целях и
Социально-психологический
анализ производственных
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также при стрессе.
Межличностый конфликт - столкновение личностей, чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Между личностью
и группой конфликт может
Межгрупповой конфликт
- между формальными и
Существует несколько
уровней конфликтов и
Уровень конфликта
Вид конфликта
Причины, вызывающие конфликт
Первый Внутрилич-ностные
Фрустрация (психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели); диалектика цели (конфликт, состоящий в одновременном стремлении к достижению и избежанию цели); взаимодействие ролей (необходимость играть одновременно несколько ролей — руководитель/подчиненный); неопределенность роли (неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает)
Второй Межличностные
Индивидуальные различия (отличия в темпераменте, типе личности, расхождениях в системе ценностей и т.д.); дефицит информации; неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию); несовместимость ролей (недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности)
Третий Межгрупповые
Конкуренция за получение ограниченных ресурсов (борьба за приоритеты и влияние); взаимозависимость задач (деятельность групп подчиняется и определяется последовательностью при решении задачи, стоящей перед организацией неопределенность полномочий (недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами, низкий уровень исполнительской дисциплины); борьба за статус (определение ценности вклада группы в выполнение задач организацией в целом).
Организационные (на уровне организации)
Структурный конфликт (организационная структура препятствует реализации декларированной миссии — распределению властных полномочий); функциональный конфликт (не сбалансированы функции подразделений и одна из них приобретает доминирующее положение); конфликт между линейным и штабным персоналом (завышение или занижение уровня самооценки деятельности); конфликт между формальной и неформальной организациями (несовпадение целей).
Четвертый Организационные (между организацией и внешней средой)
Потенциальные конфликты с другими организациями (конкурентами, поставщиками, потребителями и компаниями, способными выпустить на рынок товары-заменители); конфликты с контролирующими организациями; конфликты с местными органами власти, общественными организациями и т.п.
Возникновение конфликтов
связано с объективными и
- функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью;
- вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу;
- психологического характера, вызванные потребностями людей в общении.
Основываясь на этих взаимосвязях, можно выделить следующие типы конфликтов:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия по достижению основных целей трудовой деятельности (неправильное решение какой-либо задачи);
2) конфликты, возникающие
как реакция на препятствия
по достижению личных целей
работников в рамках их
3) конфликты, вытекающие
из восприятия поведения
4) конфликты между
работниками, обусловленные
Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
= первичные группы
— затронуты их личные
= вторичные группы
— затронуты их интересы, но
эти силы не стремятся к
открытому проявлению своей
Существует несколько
способов или методов
На первом этапе проблема описывается в общих чертах.
На втором этапе выявляются главные участники конфликта.
Третий этап предполагает
перечисление основных
Термин опасения
означает озабоченность,
Психологические и нравственные последствия конфликтов
В зависимости от
того, насколько эффективным будет
управление конфликтом, последствия
конфликта станут
Функциональные последствия конфликтов для организации:
» проблема решается путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;
» совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
» стороны приобретают
опыт сотрудничества при
» эффективное разрешение
конфликтов между подчиненными
и руководителем разрушает так
называемый «синдром
» улучшаются отношения между людьми;
» люди перестают
рассматривать наличие
Дисфункциональные последствия конфликтов:
■ непродуктивные, конкурентные
отношения между людьми; отсутствие
стремления к сотрудничеству; представление
о противоположной стороне как
о «враге», о своей позиции
— как об исключительно
■ сворачивание или
полное прекращение
■ убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;