Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
6. Массовые коммуникации
— как способ управления
Средства массовой коммуникации (СМК) и Система массовой информации (СМИ).
Понятие СМК и СМИ.
Массовая коммуникация —
систематическое
Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся: 1) обращенностью к массовой аудитории; 2) общедоступностью; 3) корпоративным характером производства и распространения информации.
Виды СМК (СМИ).
К СМК относятся: — пресса, радио, телевидение; — кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; — видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; — домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.
Издательство — предприятие, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).
Периодическое издание —
сериальное издание, выходящее: — через
определенные промежутки времени; —
постоянным для каждого года числом
номеров (выпусков); — не повторяющимися
по содержанию, однотипно оформленными
нумерованными и/или
Газета — периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).
Журнал — периодическое
журнальное издание: — содержащее статьи
или рефераты по различным общественно-
Дайджест — периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.
Корпоративное издание — корпоративная газета или журнал, позволяющие: — доносить до широкой общественности без искажений позиции и мнения компании; — сообщать общественности о своих достижениях и планах. Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.
Условия функционирования средств массовой коммуникации.
К подобным условиям можно отнести следующее:
1) наличие технических
средств, обеспечивающих
2) социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:
3) массовая аудитория,
которая, учитывая ее
4) многоканальность и
Разберем каждый пункт подробнее.
1) Технические средства.
Среди технических средств,
обеспечивающих коммуникацию, принято
различать средства массовой информации
(СМИ), средства массового воздействия
и собственно технические средства.
К СМИ относятся периодическая
печать (пресса), радио и телевидение.
К средствам массового
Европейская пресса ведет отсчет времени с XVII в. (впервые появилась коммерческая газета). Первая газета в США — в 1833г. Радио как СМИ — 75-лет. Телевидение — чуть больше 50-ти.
Телевидение.
В отличие от фильма (кино
— как прототип ТВ), телепередачи
не имеют целостности и
СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст.
Компьютерные видеоигры
и программы предназначены для
индивидуального пользования,
Появления новых средств
массовых коммуникаций расширяют функции
СМИ в следующих направлениях:
1) децентрализация — выбор
2) Социальная значимость информации.
Привлекательность СМИ
для массовой аудитории. Содержание
массовой коммуникации оказывает влияние
на аудиторию в разных аспектах (обучение,
убеждение, внушение и т.п.) Воздействие
информации зависит от того, насколько
она соответствует социальным запросам
аудитории и от регулярности выхода
в эфир. Наряду с социальной актуальностью
смысловой информации, большое значение
имеет оценочная информация.
Получатель информации вольно или невольно
«ожидает» оценочную
3) Массовая аудитория
как компонент массовой коммуникации
характеризуется
4) Способы и средства массовой коммуникации.
Различают следующие способы: а) направленность; б) многоканальность; в) нормативность; г) вариативность коммуникативных средств.
Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей — стала взаимонаправленной (взаимный интерес).
Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.
Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств — слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации. (пример — программа «Двое против одного»).
В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы.
Массовая коммуникация отличается многоканальностью. Используются следующие каналы: А) визуальный, Б) аудитивный, В) аудитивно-визуалъный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.
Традиционно для прессы типично
использование
Традиционно массовая коммуникация
рассматривается как
Функции средств массовой коммуникации.
В отечественной психолингвистике (Леонтьев А.А.) выделяются четыре функции, типичные для радио— и телевизионного общения:
1) оптимизация деятельности
общества за счет ориентации
на социальное общение,
2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания:
3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;
4) функция социализации
личности — воспитательная
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности: деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской, и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.
Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. (как правило — если информация от СМИ, особенно центральные каналы ТВ — то положительно).
Культурологическая функция
— способствует осознанию обществом
необходимости преемственности
культуры, сохранения культурных традиций.
При помощи СМИ люди знакомятся с
особенностями различных
Теории средств массовой коммуникации (зарубежные; отечественные).
Начало исследований массовой коммуникации связано с именем М.Вебера (1910 г.)
Имеющиеся теории можно объединить в три группы: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция.
Особняком стоит теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.
Рассмотрим эти теории.
1) Функция политического контроля.
Выделяются две подгруппы.
а) Политико-экономическая теория (наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ.)
б) Теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.
В основе теории — положение
о самодостаточности
Советская социологическая
школа на основе марксистско-ленинской
методологии разрабатывала