Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Постановка проблемы.
Основной проблемой самой
Как показали материалы «круглого
стола» по актуальным проблемам социологии
управления, организованного кафедрой
социологии Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации,
у нас сегодня нет достаточно
разработанного научного языка для
того, чтобы отразить процессы, происходящие
в сфере управления . Бездумное
копирование западного
Существующее различие в подходах к определению понятий свидетельствует об уровне научной рефлексии по отношению к такому феномену, как управление. Однако, как мы уже говорили выше, решение проблемы базовых дефиниций социологии управления выходит за рамки внутрисоциологических преобразований. Этого требуют само понятие «управление», его место и роль в науках о природе и обществе, а также в технических науках.
Но и в социологии, по мнению участника «круглого стола» В.Г. Гречихина, не существует общепризнанного толкования управления. Данная тема не была подхвачена другими участниками «круглого стола». Обратим внимание к тем материалам, в которых все же проявились мотивированные позиции относительно определения актуальных проблем социологии управления.
Первой и, пожалуй, главной
из обсуждавшихся проблем была проблема
разграничения понятий «
Однако часть участников дискуссии придерживается других взглядов.
Ж.Т. Тошенко считает, что социальное управление есть «совокупность научных знаний, методов и приемов, направленных на вычленение социальных аспектов всех процессов, происходящих в обществе, и на решение социальных проблем». Данная наука охватывает такие действия управляющего субъекта, как социальное предвидение, прогнозирование, планирование, проектирование и программирование. И.В. Франчук идет дальше. Он различает социальное управление (СУ) и теорию социального управления (ТСУ). СУ – это предмет изучения социологии, менеджмента, философии, кибернетики, системного анализа, теории государства и права, наконец, политологии, а ТСУ – интегральная теория социального управления, которую необходимо создать на основе синтеза некоторых известных подходов, в частности дальнейшей разработки модели «естественной социальной организации» в духе Г. Спенсера, Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Гоулднера. Неясно только, в какой мере интегральная ТСУ остается в рамках предмета социологии, поскольку неясно, в рамках какого предмета она возможна.
Участник «круглого стола» профессор МГУ Е.А. Ануфриев, опираясь на утверждение о том, что слово «социальное» имеет несколько значений, предлагает четыре значения «социального управления»: во-первых, это методология и теория управления обществом как целостной социальной системой; во-вторых, общая теория управления социальными процессами (человеком, социальными группами, обществом); в-третьих, управление социальной сферой и научная основа социальной политики и социальной деятельности; в-четвертых, система социальных методов управления, опирающаяся на социально-психологическую теорию личности, менталитет и ментальность.
В качестве комментария А.В. Тихонов отмечает, что первое значение попадает в предмет общей социологии, второе – в предмет социологии управления, третье – в социологию политики, четвертое, как видно из авторского текста, – в предмет социальной психологии.
Упорное стремление отдельных
обществоведов отстоять понятие
«социальное управление» как
наименование отдельной науки, теории
и методологии объясняется
Один из участников дискуссии В.В. Щербина, чтобы обойти острые углы, справедливо предлагает считать термин «социальное управление» в его нынешнем употреблении не имеющим смысла и использовать его для обозначения «всей совокупности социолого-управленческих дисциплин и сфер социолого-практической деятельности, так или иначе связанных с управлением», а также являющихся одновременно и областью интересов социологии управления.
Эту область он разделяет
на три возможных уровня. Первый
– академический, уровень теоретических
обобщений. Здесь выделяются две
социологические дисциплины, имеющие
статус специальных социологических
теорий (ССТ): социология организаций
и социология управления. Второй уровень
– уровень прикладной науки. Сюда
включаются организационное
Третий – социоинженерный, или практико-управленческий уровень. Он охватывает деятельность по социологическому консультированию (внутреннему и внешнему), по созданию и организации работы социологических подразделений (служб) на предприятиях.
Можно не согласиться с
автором относительно размещения на
этих уровнях различных
Наиболее строго из всех участников
дискуссии подошла к
Конкретно социология управления изучает систему и процессы управления, субъекты управления различными предметными сферами и уровнями жизнедеятельности, формы, методы и средства управленческих взаимодействии субъектов, отношения руководства – подчинения, стиль руководства, проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности как проявления социальных отношений в процессе управления.
Вопрос о том, что понимается
под управлением, под управленческими
отношениями и под системами
управленческого
Это, кстати, характерная черта методологического уровня современных разработок проблем управления: само управление не определяется, внимание акцентируется на проблемах, с которыми сталкивается субъект управления (исполнительность, дисциплинированность тех, кем управляют, и т.п.). А между тем самый важный, самый существенный вопрос состоит в том, чтобы социологически интерпретировать само управление как социальное явление, как особую конструкцию, встроенную в социальный процесс.
Попытку решить его предпринял еще один участник дискуссии «круглого стола» А.В. Елин. Он рассматривает управление как социальную технологию. Множество подходов к определению управления он объединяет в три вполне эвристичных смысловых группы:
- «кибернетический» подход,
когда управление сводится к
решению задачи выбора из
- «менеджерский» подход
– подход к управлению как
к личному искусству решения
социально-психологических и
- «синергетический» подход,
рассматривающий социальные
Предложенные затем автором определения управления как ряда умений (воспринять социальный заказ, организовать повседневность, побудить социальную систему к самоорганизации) мы находим неудовлетворительными, поскольку социальная технология имеет внеличностную форму. Она – элемент управления как социального явления, но не все явление. Это подтверждается и дальнейшими рассуждениями самого автора. Он вводит понятие «социального пространства», под которым понимается система взаимодействий индивидов, состоящая из трех экзистенциальных пластов, где реально и осуществляется управление.
Первый уровень называется предметным, второй уровень содержит технологии и правила взаимодействия, и третий – игротехнический, или собственно управленческий уровень, на котором обеспечивается само действие по установленным правилам.
Можно продолжить мысль автора и предположить, что управление как явление для своего осуществления или функционирования требует наличия особых условий, а именно «социального пространства», но параметры этого пространства требуют уточнения.
Ниже мы вернемся к интересным,
на наш взгляд, концептуальным идеям
А.В. Елина относительно понимания
сущности управления, а сейчас отметим,
что дискуссия об актуальных проблемах
социологии управления высветила здоровое
движение в направлении социологизации
наших представлений об управлении,
показала потребность в теоретико-
В то же время в центр внимания участников «круглого стола» не попали важнейшие темы, в частности исторический характер развития систем управления, соотнесение таких явлений, как управление и власть, управление и владение собственностью, сходство и различие явлений управления в природе, технике и обществе, сходство и различие таких явлений, как управление и организация, организация и самоорганизация, управление и регуляция. Генезис социологии управления также имеет принципиальное значение для понимания места и роли этой научной дисциплины в структуре научного значил и для практики управленцев.
Одно дело – считать, что эта дисциплина ведет свое происхождение от предмета социологии, от которого «отпочковались» теории среднего уровня (Р. Мертон), другое дело – связывать ее с предметом научного коммунизма. Например, участник «круглого стола» Е.П. Тавокин утверждает, что «ранее социология управления вполне удовлетворительно и правомерно развивалась как социальное управление». Мы же считаем, что она ранее вполне правомерно развивалась как социология труда, промышленная социология и как социология организаций. Тому есть многочисленные подтверждения в новейшей истории социологии в России.
Не затронула дискуссия
«круглого стола» и вопросов развития
науки на рубеже веков. Ведь известно,
что представление о науке
и научности в
В связи с этим правомерно
поставить вопросы: Как произошедшие
изменения отражаются на облике социологии
управления – новой, переживающей этап
становления научной
А.В. Тихонов перечислил актуальные
проблемы социологии управления, которые
не смогли или не успели затронуть
участники дискуссии и отмечает
позиции, слишком полемически