Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Открыть, Скачать)

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Скачать)

1.  В  окружающем  нас  мире  можно  выделить  три  его  составляющие, определяемые  формами  движения  материи:  неживую  природу,  живую природу  и человеческое общество.

В  каждой  из  этих  составляющих  протекают  процессы  развития, осуществляемые  под  воздействием  определенных  факторов  и  условий. Некоторые из этих факторов можно  рассматривать как управление в  неживой природе,  или  технических  системах,  управление  в  живой  природе,  или биологических  системах,  управление  в  человеческом  обществе,  или социальных системах.

Управление  техническими  системами  (производственно-техническими процессами,  механизмами,  системами  машин)  изучается  в  основном техническими науками. Управление  в  живой  природе,  то  есть  управление  биологическими системами, является объектом изучения естественных наук. Управление  как  воздействие  на  социальные  процессы,  коллективы, классы  относят  к  социальному  управлению.  Эта  область  изучается  общественными (социальными) науками. Необходимость  социального  управления  обусловлена  прежде  всего фактом  разделения  труда в группах людей,  в крупных коллективах,  в масштабе  государства,  а также необходимостью  его кооперации. Следовательно,  как совместный  труд  людей составляет  основу  всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое  понятие  управления —  воздействие.  Оно  осуществляется  в технических  и  биологических  системах.  Сразу  скажем,  что  нас  интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть  понято  как  воздействие  субъекта  управления  на  объект  управления  с целью  перевода его в новое желательное  состояние.

Следовательно, основным элементом  управления, с чего оно начинается, является целеполагание. Цель  управления — желаемое,  возможное и необходимое состояние системы,  которое должно  быть  достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.

Целеполагание  — процесс обоснования и формирования  целей развития  управляемого  объекта на  основе  анализа общественных

потребностей  в продукции, услугах,  качестве  социальных  связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Подчеркнем,  что  в  социальных  системах  воздействие  субъекта управления  на  объект  не  только  не  является  стихийным,  случайным, бессознательным,  напротив,  стремится  к  максимальной  строгости, экономичности,  целесообразности  и  последовательности.  Заметим,  что всякое  воздействие  в  обществе  носит  сознательный  социальный  характер, поэтому  впредь  слово  социальное  может  быть  опущено:  оно подразумевается,  поскольку  речь  пойдет  об  управлении  общественными делами.

Содержание социального  управления в основном, главном определяется качеством  целеполагания,  которое,  в свою  очередь,  обусловлено тем, насколько в поставленных  целях (оперативных,  среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы  всего общества,  его отдельных социальных  групп,  определяющих мотивы поведения людей.

Объективно  обусловленное  развитием  и  усложнением  общества   требование  к  способности  осуществлять  управленческую  деятельность органически  связано с развитием способности  человека к самоуправлению, которая  получает  простор  для  совершенствования  в  процессе  перехода самого  общества  к  более  высоко  организованным  и сложным формам общения и деятельности. Само же  развитие  личности  и любой социальной группы  или организации совпадает с прогрессом  ее  способностей

адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, т.е. управлять  развитием  собственных  отношений  и  деятельности  в  рамках исторически  сложившихся  и  изменяющихся  форм  общественных отношений.  Каждый  этап  развития  управления  представляет  собой  существенный  сдвиг  в  содержании  многообразной  человеческой деятельности, прежде всего производственно-трудовой. Этот сдвиг требует более совершенных форм  общения и деятельности,  которые обеспечивают

концентрацию  творческой  энергии  людей,  их  общностей  и  организаций  на познании  более  глубоких  уровней  предметного  мира,  на  свершении  более  многообразных и сложных форм деятельности, взаимодействия людей  друг с другом.

Итак, управление предстает  как социальный процесс сознательного, на достоверном  знании  основанного  систематического    воздействия  субъекта  управления (управляющей  подсистемы)  на  социальный  объект (управляемую  подсистему)  посредством   принятия  решения, осуществления  планирования, организации и контроля, необходимых для того,  чтобы обеспечить  эффективное функционирование  и развитие социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели.

Процесс  управления  это  всегда  деятельность  объединенных  в определенную  систему  субъектов  управления,  направленная  на  достижение целей организации (предприятия) путем реализации определенных функций  с использованием методов управления.

 

Существуют  три  основных  подхода  к  управлению:  ситуационный, процессный и  системный.

Ситуационный подход (другое его название — «конкретный подход»).

При  его  использовании  руководители  исходят  из  того,  что  конкретная ситуация  является  основой  применения  возможных  методов  управления. При  этом  наиболее  эффективным  считают  тот  метод,  который  в  большей  степени соответствует данной управленческой ситуации.

Ситуационный подход —  концепция, согласно которой оптимальное  решение есть  функция  факторов  среды  в  самой  организации (внутренние переменные)  и  в  окружающей  среде (внешние  переменные).  В  данном подходе концентрируются  основные положения известных школ управления путем  сочетания определенных приемов. Данная  концепция пригодна  для более эффективного достижения целей организации.

 Процессный  подход  основывается  на  концепции,  согласно  которой управление  есть непрерывная цепь функций  управления, осуществляемая в результате  выполнения связанных между собой  действий. Главным  методологическим  подходом  к  управлению  является  системный  подход.  С  его   помощью  организация  рассматривается   как единое целое  со  всеми   сложнейшими  ее  связями   и  отношениями,  а  также  согласованием деятельности всех  ее подсистем. Системный  подход  требует  использования  принципа  обратной  связи между частями  и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между  частями  и  окружением.  Этот  принцип  есть  проявление  диалектики взаимозависимости между  различными свойствами. Четкое функционирование  организации влияет на множество  факторов, наиболее  важными  из  которых  являются  психологические   и  социально-психологические  феномены.

Система (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая  из  которых привносит что-то  конкретное  в уникальные

характеристики  целого.  Организации  считаются  открытыми  системами, потому что они динамично  взаимодействуют с внешней средой.

Применительно  к  управленческим  проблемам  в  системном  подходе  важнейшим является выполнение следующих  действий:

а)  выделение объекта  исследования;     б)  определение  иерархии  целей  системы  и  ее  отражение  в  целях подсистем;

в)  описание  влияния  каждой  из  подсистем  на  систему,  в  которой  они функционируют  и обратного влияния системы  на объекты подсистемы; г)  определение  возможных  путей  совершенствования  деятельности изучаемых подсистем.

Сама  сущность  управления  при  системном  подходе  рассматривается  как совокупность  следующих  понятий:  организация  управления,  процесс управления; информация. Взаимосвязи  этих элементов сущности управления позволяют  выделить  три  основных  блока,  состоящих,  в  свою  очередь,  из целого ряда элементов.

Информация:

Правильность  и  эффективность  принятого  управленческого  решения  во многом  определяется  качеством  экономической,  организационной, социальной  и  других  видов  информации.  Условно  все  виды  информации, которые  используются  при  принятии  управленческих  решений,  можно  подразделить на:

•  Описывающую и мотивирующую;

•  входящую и исходящую;

•  обрабатываемую и необрабатываемую;

•  текстовую и графическую;

•  постоянную и переменную;

•  нормативную, аналитическую, статистическую;

•  первичную и вторичную;

•  директивную, распределительную, отчетную.

Ценность  получаемой  информации  зависит  от  точности  задачи,  так  как правильно  поставленная  задача  предопределяет  необходимость  конкретной информации для принятия решения. В управлении выделяют следующие важные характеристики информации.

1.  Объем.  Существует  объем  символьной  информации (количество  букв, знаков,  символов)  и  объем  воспринимаемой  информации (полнота информации  о каком-либо объекте для принятия  обоснованного решения).

2.  Достоверность.  Это   процент  реальных  сведений  в  общем  объеме информации.

3.  Ценность.  Характеризуется   снижением  уровня  затрат  ресурсов  на принятие правильного  решения. 

4. Насыщенность. Это соотношение  полезной и фоновой информации.

5. Открытость. Это  возможность   предоставления  информации  различным  группам людей (секретная, конфиденциальная, публичная).

Идеальная  информация  должна  быть  полной,  своевременной,  достоверной, взвешенной  и  опережающей.  Для  этого  в  организации  надо  определить минимально  необходимые  источники  информации. Ими могут  быть (кроме вербальных  источников),  две  группы  документов:  документы,  содержащие сведения о состоянии  решаемого вопроса, а также документы  юридического характера.

Организация управления: 1.) содержание (люди, машины);

2.)  структура (совокупность  отношений  между  компонентами  системы 

при выполнении ее цели);

3.) связи (взаимосвязь между  компонентами системы);

4.) процесс принятия решений  (способ и методы выработки  инструкции на

базе мотивации).

Процесс управления:

1.)  анализ  и  синтез (построение  дерева  целей,  количественное 

определение состояния системы);

2.) прогнозирование (предвидение  будущего состояния системы);

3.) планирование (упреждающее  управление или разработка планов);

4.) организация процессов  (координация работ по выполнению  планов);

5.) учет и контроль (сопоставление  плановых и фактических состояний);

6.) мотивация (побуждения  выполнения плана).

 

Управление  не  остается  неизменным,  а  неуклонно  видоизменяется, всегда  выступает  в  конкретно-исторических  формах,  связанных  со спецификой  конкретно-исторического  этапа  развития  общества. 

Например, в период III-II вв. до н.э. до I в. н.э. в Римской империи орудия производства,  инвентарь изменялся мало,  но  возрастало  количество специализированных работников, происходило углубление разделения труда и специализация труда рабов.  В этих  условиях  для повышения производства, как в ремесле,  так и в сельском хозяйстве требовалось уже не словесное животное  или живая машина,  каковой в рабовладельческом обществе считался   раб,  а нужен был человек,  все более самостоятельно организовывающий  свою  работу.  Возникла  необходимость   в коренном изменении мотивации труда,  а также в иных формах управления людьми  в

процессе  их  трудовой  и иной  деятельности.  Но  именно  это было совершенно  невозможно  для рабского  труда,  для осуществляющего его раба,  структура мотивации деятельности  которого  определялась отношением  к труду как к навязанному условию существования.  Рабское положение работника никак не сочеталось с необходимостью организаторской инициативы  и заинтересованности   в результатах труда.  Именно  это обстоятельство   положило  предел   развитию   производительных  сил на

рабовладельческой  основе,  что  в  процессе  производства  и  роста  расходов общества  неизбежно  привело  к  краху  рабовладельческой  системы  и существующих  в  ней  способов  управления.  На  смену  им  пришли  иные мотивации, иные структуры управленческой деятельности, ориентированные на труд формально  свободных, не скованных рабской  зависимостью людей. Приведенный пример позволяет понять, что процесс  принятия решения как сердцевины управленческой деятельности обусловлен, с одной стороны,

специфическими  особенностями  определенного  исторического  этапа  развития  общества,  прежде  всего  особенностями  господствующей  в  нем системы  производственно-трудовой  деятельности,  а  с  другой -  уровнем социального  и  духовного  развития  личности,  осуществляющей  принятие решения.  А из  этого вытекает,  что в процессе  смены одних этапов цивилизационного  развития  человечества  другими происходит  и смена социальных  механизмов  принятия  и осуществления управленческих

решений.  Первый тип механизма  принятия  управленческих решений. Существует немало  исторических  свидетельств  того,  что  в  древних  цивилизациях – Древняя  Индия,  Древний  Китай,  Древний  Рим,  античная  Греция,  а  также начальный  период  развития  Средневековья  в  Европе -  политические решения принимались очень часто не в соответствии с донесениями послов и осведомите лей, случайными и немногочисленными, а в большинстве случаев на  основании  традиционных  суждений  и  предубеждений,  включая  и

различного  рода  гадания,  предсказания,  что  отражало  статичный  характер общества, незначительную роль в нем всякого рода новшеств, в том числе и управленческих. Второй  тип  механизма  принятия  управленческих  решений  можно  квалифицировать  как  манипулирование,  состоящее  в  стремлении  выпятить, превратить  в  единственно  возможную,  по  крайней мере,  в единственно

важную,  одну  из  противоречивых  сторон  возникшей  управленческой проблемы при игнорировании всех остальных возможностей ее разрешения. Этот  тип  принятия  решений  носит  переходный  характер,  возникающий  в результате ломки первого из типов и включает в себя нарастающие элементы ориентации  управления  на  изменения,  как в объекте управления,  так и в самой управляющей системе общества.  Он  характерен  для позднего средневековья и предвещает  вступление  в эпоху глубоких  управленческих изменений. 

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"