Шпаргалка по "Социологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Работа содержит 42 файла

1.docx

— 12.91 Кб (Открыть, Скачать)

11.docx

— 45.68 Кб (Открыть, Скачать)

13.docx

— 20.84 Кб (Открыть, Скачать)

14.docx

— 15.63 Кб (Открыть, Скачать)

15.docx

— 24.71 Кб (Открыть, Скачать)

16.docx

— 19.90 Кб (Открыть, Скачать)

18.docx

— 15.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 23.06 Кб (Открыть, Скачать)

20.docx

— 25.75 Кб (Открыть, Скачать)

21.docx

— 37.07 Кб (Открыть, Скачать)

22.docx

— 32.35 Кб (Открыть, Скачать)

23.docx

— 13.39 Кб (Открыть, Скачать)

24.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Тема 24. Политическое манипулирование  и пути его ограничения

24.1. Что такое манипулирование

 Наибольшую опасность  для граждан и демократического  государственного устройства представляет  использование СМИ для политического  манипулирования - скрытого управления  политическим сознанием и поведением  людей с целью принудить их  действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.  Манипулирование основано на  лжи и обмане. Причем это - не "ложь во спасение", а корыстные  действия. Без должной борьбы  с манипулированием оно может  стать главной функцией СМИ  и свести на нет официально  провозглашаемые государством демократические  принципы.

 Требуя большей гибкости  в политике, манипулирование как  способ социального управления  имеет для его субъектов ряд  преимуществ по сравнению с  силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

24.2. Социальные мифы как  основа манипулирования

 В современном мире  теория и практика политического  манипулирования получили достаточно  глубокую научную разработку  и практическое применение. Общая  технология глобального, общегосударственного  манипулирования обычно основывается  на систематическом внедрении  в массовое сознание социально-политических  мифов - иллюзорных идей, утверждающих  определенные ценности и нормы  и воспринимаемых преимущественно  на веру, без рационального, критического  осмысления.

 Мифы составляют фундамент  всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так,  несущими конструкциями коммунистической  системы манипулирования выступали  мифы о частной собственности  как о главном источнике социального  зла, о неизбежности краха капитализма  и торжества коммунизма, о руководящей  роли рабочего класса и его  коммунистической партии, о единственно  верном социальном учении - марксизме-ленинизме.

 В США, по мнению  американского профессора-либерала  Герберта Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей  элиты, выступают пять. социальных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.

24.3. Способы манипулирования

 Для укоренения социальных  мифов технология манипулирования  предполагает использование богатейшего  арсенала конкретных методов  воздействия на сознание людей.  К ним относятся не только  прямая подтасовка фактов, замалчивание  неугодной информации, распространение  лжи и клеветы, но и более  тонкие, рафинированные способы:  полуправда (когда, чтобы обеспечить  доверие аудитории, объективно  и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются  более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист", "красно-коричневый", "шовинизм" и т.п.) и др.

 Существует множество  приемов лингвистического, языкового  манипулирования, предполагающих  использование для обозначения  одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной  оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

 Для каждого информационного  жанра, наряду с общими приемами  манипулирования, существуют и  специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

 Современные манипуляторы  умело используют закономерности  массовой психологии. Так, один  из широко распространенных и  внешне безобидных манипуляционных  приемов, называемый "спираль  умолчания", состоит в том, чтобы  с помощью ссылок на сфабрикованные  опросы общественного мнения  или другие факты убедить граждан  в поддержке большинством общества  угодной манипуляторам политической  позиции, в ее победе. Это заставляет  людей, придерживающихся иных  взглядов, из опасения оказаться  в социально-психологической изоляции  или каких-то санкций умалчивать  о своем мнении или изменять  его. На фоне умолчания о  позиции оппонентов голос настоящего  или мнимого большинства становится  еще громче, и это еще сильнее  вынуждает несогласных или колеблющихся  к принятию "общепринятого"  мнения или к глубокому утаиванию  своих убеждений. В результате "спираль умолчания" закручивается  еще круче, обеспечивая победу  манипуляторам.

 Манипулирование широко  используется не только в тоталитарных  и авторитарных государствах, где  часто является доминирующим  методом деятельности СМИ, но  и в современных западных демократиях,  особенно в партийной пропаганде  и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская  или парламентская избирательная  кампания в странах Запада  и многих других государствах  не обходится без использования  приемов манипулирования и рекламы,  которые, тесно переплетаясь между  собой, создают у зрителей весьма  далекие от реальности представления  об определенном политике.

 Как показывают эмпирические  исследования, "средний" избиратель  обычно судит о кандидате в  президенты или парламент по  тому имиджу (образу), который создает  ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса - имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы имидж-мейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.

 За искусно изготовленной  СМИ блестящей рекламной упаковкой  избирателю трудно бывает различить  истинные деловые и нравственные  качества кандидатов, определить  их политические позиции. Такого  рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

24.4. Пределы манипулирования

 Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

 Существенными препятствиями  для манипулирования является  собственный опыт людей, а также  не контролируемые властью системы  коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в Процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации,

 Так, например, провал  экономической политики правительства  можно объяснять по-разному: его  некомпетентностью или коррумпированностью,  тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период  реформирования, происками оппозиции  или враждебных государств и  т.п. Наиболее слабы у населения  защитные механизмы против манипулирования  в области новой проблематики, по отношению к которой у  него еще не сложилось мнение.

24.5. Общественная организация  СМИ

 Негативные последствия  деятельности СМИ могут быть  надежно и эффективно ограничены  их общественной организацией. Важнейшим  принципом демократической организации  масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической, социальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационной властей. Подпадание главных СМИ под контроль экономически и (или) политически господствующих групп означает конец демократии или, по меньшей мере, ее существенную деформацию.

 Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации; господствующей/например, в США; СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа - их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.

 В условиях государственной  организации СМИ принадлежат  государству и прямо финансируются  и контролируются им. Преимуществом  этой формы организации, преобладающей,  например, во Франции, является  независимость СМИ от крупного  капитала, подконтрольность парламенту  и правительству. Однако государственное  финансирование СМИ может снижать  их конкурентоспособность и использоваться  для их подчинения власть имущим  и бюрократии. К тому же, это  тяжелое бремя для государственного  бюджета.

 Общественно-правовая  организация СМИ стремится освободить  их от государственной и частной  зависимости. По этой модели  они финансируются главным образом  за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют  права юридического лица и  самоуправления, хотя в целом  контролируются общественными советами, состоящими из представителей  важнейших общественных групп  и организаций. Эта модель организации  радио и телевидения преобладает  в ФРГ, хотя здесь существует  и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится  в частном владении.

 Ни один их трех  рассмотренных выше способов  общественной организации СМИ  не является универсальным, лишенным  недостатков. По всей вероятности,  наилучшим образом гарантировать  независимость СМИ от узковедомственных  влияний и срастания с экономической  или государственной властью  можно лишь на основе сочетания  всех трех форм, с учетом особенностей  конкретной страны.

24.6. Плюрализм СМИ

 Эффективному выполнению  масс-медиа своих функций в обществе способствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам, пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.

 В современном мире  под воздействием жесткой конкуренции  наметилась тревожная для демократии  тенденция концентрации СМИ. Она  проявляется в резком сокращении  численности местных газет, в  образовании мощных национальных  и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные  пространства, в усиливающейся зависимости  мелких теле- и радиостанций от  информационных гигантов. Чтобы  не допустить монополизации СМИ,  многие государства принимают  специальные законы, ограничивающие  возможности поглощения мелких  масс-медиа крупными корпорациями.

24.7. Контроль за СМИ

 СМИ управляются и  контролируются определенными лицами  или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции  такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных - государственные службы, в общественно-правовых - общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

 В большинстве стран  мира существуют специальные  органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он не только контролирует государственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.

 Демократический контроль  со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

25.docx

— 27.29 Кб (Открыть, Скачать)

26 дод.docx

— 19.49 Кб (Открыть, Скачать)

27.docx

— 22.02 Кб (Открыть, Скачать)

28.docx

— 25.44 Кб (Открыть, Скачать)

29.docx

— 13.77 Кб (Открыть, Скачать)

30.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

31.docx

— 18.29 Кб (Открыть, Скачать)

32.docx

— 12.77 Кб (Открыть, Скачать)

34.docx

— 75.33 Кб (Открыть, Скачать)

35.docx

— 36.52 Кб (Открыть, Скачать)

36.docx

— 26.45 Кб (Открыть, Скачать)

37.docx

— 36.55 Кб (Открыть, Скачать)

38.docx

— 18.93 Кб (Открыть, Скачать)

39.docx

— 148.69 Кб (Скачать)

4.docx

— 25.96 Кб (Открыть, Скачать)

40НЕ НАДО.docx

— 87.13 Кб (Открыть, Скачать)

41.docx

— 21.98 Кб (Открыть, Скачать)

42.docx

— 128.90 Кб (Открыть, Скачать)

43.docx

— 215.87 Кб (Открыть, Скачать)

44.docx

— 162.59 Кб (Скачать)

45.docx

— 28.53 Кб (Открыть, Скачать)

46.docx

— 13.99 Кб (Открыть, Скачать)

47.docx

— 20.31 Кб (Открыть, Скачать)

48.docx

— 20.92 Кб (Открыть, Скачать)

49.docx

— 15.77 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

50.docx

— 13.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 14.10 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 41.22 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии управления"