Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
31.соц технологии оптимизации управления
7.1. Социальные технологии, их характеристика и роль в управлении
В нашей стране о социальных технологиях в управлении стали говорить еще в начале ХХ века применительно к управлению производством в рамках научной организации труда. Управление производством российские ученые рассматривали в органическом единстве общетеоретических и прикладных исследований. В Советском Союзе разработка и внедрение социальных технологий возобновились в середине 60-х годов. Они осуществлялись по следующим направлениям:
- социальное планирование;
- разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;
- социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;
- управленческое консультирование.
Само понятие «социальная
технология» вошло в
Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.
В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.
В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:
- технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;
- технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;
- технологии преобразования и развития социальных систем, в их основе - игры открытого типа;
- технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.
В отечественной управленческой
практике наибольшее распространение
получили социальные технологии в сфере
выработки управленческих решений,
повышения эффективности
В рамках заводской социологии получила развитие классификация технологий, базирующаяся на этапах управленческой деятельности, это - технология подготовки решений (социальная диагностика) и технология их реализации (В.В. Щербина). Примером социальной диагностики является методика групповой оценки личности, включающая технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на руководящую должность. Технологией реализации управленческих решений была система стабилизации трудового коллектива, разработанная социологами пермского телефонного завода, которая включала развитие самоуправления, системы коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины.
Интерес представляет классификация
технологий с позиций применяемых
методов управленческого
В сфере государственного и международного управления А.В. Сурин выделяет технологии мягкой и жесткой безопасности. Технологии жесткой безопасности являются порождением индустриальной и техногенной цивилизации, породивших мощную технонауку, научно-технический активизм, обеспечивающие безопасность стран созданием мощной военной техники и новых технологий ведения войны. Все это становится угрозой другим странам и источником напряженности в мире. Технологии мягкой безопасности строятся на горизонтальных управленческих системах, этической мотивации, логике глобализма, основанной на общей теории глобальных систем, а управленческий выбор определяется путем переговоров. К.В. Харченко на уровне государственного, регионального и муниципального управления выделяет мягкие технологии управления, это - регулирование, позиционирование и социальное партнерство. В рамках муниципального управления мягкое управление - это управление, основанное на использовании неформальных рычагов воздействия в отношении внутренней и внешней среды управляемой системы. Применение технологий мягкого управления обусловлено следующими причинами:
- усложнением социальных систем, когда административные методы оказываются мало эффективными и необходимо делегирование управленческих полномочий;
- когда внутреннее управление распространяется на внешнюю среду, рамки которой не имеют четкой структуры, а мягкое управление позволяет лучше узнавать внешнюю среду;
- авторитарное управление не соответствует уровню личностного развития населения и требованиям гражданского общества;
- в недрах управляемой системы оперативно вырабатывается система противодействия жестким директивным методам управления.
Регулирование - это ограниченное
управляющее воздействие в -неформальной
структуре организации, оно имеет
рекомендательный характер и направлено
на внешнюю среду, в которой находится
объект управления. При регулировании
присутствует контроль над ключевыми
точками с позиций
- установление норм и эталонов поведения;
- профилактика - устранение причин девиации;
- контроль;
- коррекция - изменение характеристик нежелательных социальных процессов.
Позиционирование - это целенаправленный
процесс идентификации (самоопределения)
субъекта в социальной системе с
целью реализации собственных интересов
или интересов социальной группы
на основе принципов социального
партнерства. Позиционировать объект
в управленческой системе - это значит
найти оптимальный способ его
включения в данную систему и
предложить методы управленческого
воздействия на принципах социального
партнерства. Социальное партнерство
- это способ согласования интересов
социальных групп на основе сконструированных
моделей их взаимодействия. В целом,
мягкое управление заменяет воздействие
на объект управления на взаимодействие
с ним, когда объект становится равноправным
субъектом управленческого
Фактором, определяющим контуры
современной социально-
В информационном обществе связи
между государством, гражданами и
бизнесом все больше переходят в
систему Интернет коммуникаций. Большинство
субъектов федерации находятся
пока на первой стадии развития электронного
правительство - на стадии информационного
присутствия, то есть на стадии несистематического
взаимодействия с органами государственной
власти и одностороннем