Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Три модели социального управления: субординация, координация, реординацияСоциология
Единство централизма
и самостоятельности в
Отношения субординации
имеют место как между
Субординация вызвана
необходимостью осуществления
Отношениям субординации
присущи соответствующие,
Для субординации характерно
использование прямых властных
методов управленческого
Однако чрезмерная
субординация ведет к жесткой
регламентации деятельности
Отношения координации
характеризуют взаимосвязь
Координация предоставляет
участникам управленческого
Реординация – упорядочение снизу вверх.
1. Субординация, как вид социального управления
Субординацией (соподчинением)
называется вид социального управления,
при котором осуществляется вертикальное
упорядочение, а один из элементов
какой-либо общности или одна из взаимодействующих
общностей играет роль ведущего, определяющего
начала в деятельности всех остальных.
В государственной службе субординация
- это система должностного подчинения,
основанная на правилах служебной дисциплины.
Данные правила определяются ведомственными
положениями, инструкциями, другими
нормативными актами. При субординации
каждый служащий подчиняется не только
своему непосредственному, но и последовательно
всем вышестоящим руководителям
данного ведомства. Субординационное
управление свойственно, главным образом,
основным формам взаимодействия другой
пары всеобщих носителей социальной
деятельности — социального субъекта
и социального объекта. Между
социальным субъектом и социальным
объектом существует иерархическая
зависимость, в силу которой объект
зависит от субъекта. Субординационный
характер имеют субъектно-объектные
и объектно-субъектные отношения. Другие
два вида по характеру управленческих
воздействий относятся к
Понятие "иерархия" используют
тогда, когда речь заходит о сложных
формах субординации. Она упорядочивает
по линии соподчинения не просто целостности,
а системы, в которых деятельность
одного порядка оказывается зависимой
от деятельности второго порядка, деятельность
второго порядка — от деятельности
третьего порядка и т.д. Организационные
структуры социальной сферы распределяются
по отраслям в соответствии с классификатором
технико-экономической
Единство централизма
и самостоятельности в
Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.
Отношениям субординации
присущи соответствующие, обеспечивающие
их реализацию организационные формы
управления. Это линейные управленческие
структуры, в которых подчиненность
организационных звеньев
Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.
Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала [5, 91].
2. Отношения координации
Координация — это такой
вид социального управления, при
котором осуществляется горизонтальная
упорядоченность, как на внутригрупповом,
так и на межгрупповом уровне, а
стороны, части и элементы одной
и той же социальной общности или
взаимодействие нескольких общностей
характеризуются
Отношения координации характеризуют
взаимосвязь непосредственно
Координация предоставляет
участникам управленческого процесса
необходимую самостоятельность, широкую
возможность для выражения и
отстаивания собственного интереса
при осуществлении общей
Координацией является взаимодействие
сторон, когда они выступают в
качестве равноправных участников отношений.
А.Е. Лунев указывал, что координация
означает согласование и объединение
действий с целью наиболее быстрого
и наиболее правильного решения
заданий с наименьшими
Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.
Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.
В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.
Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.
Таким образом, координация
– это обеспечение
На современном этапе
развития производства продолжается процесс
дальнейшего разделения труда в
сфере управления. Это требует
усиления координации деятельности
руководителей, специалистов и отдельных
звеньев системы управления. Нарушение
координации - руководители не информированы
о работе друг друга, действуют обособленно
- нарушение сотрудничества. Координация
осуществляется с помощью совещаний,
личных контактов между
3. Реординация
В блоке с координацией
и субординацией
Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.
Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.
Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.
Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное [1, 98].
Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).
Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.