Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
9. Критика Ф. Бэконом психологии Аристотеля и новое понимание души
Бэкон принимает идущее от
Аристотеля разделение уровней души.
Но в отличие от аристотелевской
концепции Бэкон совмещает
Если относительно животной души Бэкон
выстраивает вполне физиологическую и
упрощенную картину функционирования,
то область изучения разумной души или
«невесомого духа» человеческого разума
он передает теологии.
В концепции души Бэкон кое-что берет от
Аристотеля, хотя и упрощает образ души,
убирая из него то, что не соответствует
желанию нового типа — стремлению человека
к свободе выбора. Бэкон опирается на представление
Аристотеля о «форме», а также на аристотелевское
учение о четырех видах причин: материальной,
действующей, формальной и целевой.
Но именно целевую причину, как функциональную
направленность явлений, Бэкон не желает
признавать. Он отказывается от «целевых
причин», считая, что их не бывает в природе,
что рассуждения о целях вещей извращают
научное познание, что «форма» не есть
телеологически действующее начало. «Исследование
конечных причин бесплодно, — пишет Бэкон,
— и, подобно деве, посвященной Богу, ничего
не рождает».
Отрицая «целевую причину», Бэкон выразил
этим стремление своих современников
присвоить, интериоризировать, функции
субъектов-организаторов деятельности,
освободившись при этом от ограничивающих
выбор внешних предназначений. Это стремление
реализовалось в научных концепциях XVII
—XX вв., лишивших природу функций субъекта-организатора
человеческой активности и устранивших
представление о внешней заданное в этом
направления процессов.
Поэтому Бэкон стремится лишить «форму»
ее растворенности в действующем пространстве,
концентрирует ее в самом объекте, тем
самым освобождая объекты от телеологического
управления извне. Он определяет форму
так: «...Форма вещи есть сама вещь, и вещь
не отличается от формы иначе, чем явление
отличается от сущего или внешнее от внутреннего».
Здесь можно уловить смысл «формы», близкий
к пониманию этого слова в современном
языке.
«Форма», по Бэкону, образует «истинное
отличие, или производящую природу, или
источник происхождения». Это как будто
бы близко к идеям Аристотеля. Но «форма»,
у Бэкона, есть не то, что задается извне,
а есть внутренняя характеристика вещи.
В таком случае и человек как выразитель
своей формы, как носитель своей внутренней
сущности имеет большую автономность
и право на самовыражение, чем в случае
приобретения формы от окружающих людей
и природы.
В Реформации происходило качественное
изменение логики отношений между человеком
и Богом. Бог как бы терял свою мощь, девальвировался
как управляющая сила. Для движения к Богу
уже не требовалось изучать латынь, греческий
и иврит, уходить в монастырь и отказываться
от мирских соблазнов. Мартин Лютер осудил
монастыри, женился и обзавелся детьми,
утвердив пример новой священнической
жизни. Перевод Библии на национальные
языки приближал образ Бога к уровню его
понимания человеком. Каждый получал право
выбирать ту или иную схему толкования
Бога.
Выражая настроения своего времени, Ф.
Бэкон принципиально по-новому представляет
роль знаний и понимания мира человеком.
Знание не есть средство уравновешивания
души и стабилизации личности, и цель знания
- не духовное удовольствие, как считали
древние философы. И не приближение мышления
человека к логике Бога, как считали теологи.
Знание, по Бэкону, есть сила, посредством
которой человек подчиняет себе мир. Знание
- это средство делового могущества человека.
А критерием точности знания становится
его практическая полезность: «Что в действии
наиболее полезно, то и в знании наиболее
истинно».
Мысль о деятельности человека как способе
постижения истины существовала давно.
О душе как деятельности говорил Аристотель,
об уподоблении активного мышления человека
логике божественного творения писал
Николай Кузанский. Но никто прежде не
подчинял мышление практической полезности
и не рассматривал истину как синоним
пользы. В рассуждениях Бэкона выразился
прагматизм наступающей эпохи практиков-предпринимателей.
Все у Бэкона было подчинено усилению
власти личности: и его карьера чиновника,
и его философия познания.
Прогресс виделся Бэконом именно в том,
что человек подчиняет природу своим интересам,
овладевает все новыми средствами достижения
своих целей. Мир все более превращался
в набор компонентов, ассимилируемых автономной
личностью. Этот мир уже не был похож на
живого явленного Бога Экхарта или на
индийский мир, пронизанный Атманом. А
европеец Нового времени совсем не был
похож на индийского или раннехристианского
аскета.