Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованияхв области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали анатомировать человеческие трупы (влияние христианства) , и Гален анатомировал овец, свиней, собак, копытных, обезьян, часто производил вивисекции. Он был блистательным мастером эффектных демонстраций, для которых выбирал животных с необычайно импульсивным поведением(свиньи), что завораживало и держало в напряжении публику на протяжении всего анатомического эксперимента.
Гален был знаком с поверхностной анатомией человеческого тела и строением костного скелета. Однако о строении внутренних частей человеческого телаон имел весьма отдаленные представления. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он анатомически переносил на анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц; среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки исправил Андреас Везалий.
Гален был пытливым и талантливым экспериментатором. Он изучил и подробно описал в трактате О назначении частей человеческого тела» строение всех систем организма - костей, мышц, связок, внутренних органов. Особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, 7 из 12 пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Используя поперечные сечения спинного мозга на уровне каждого позвонка, он изучил чувствительные и двигательные расстройства ниже места сечения. «Если рассекать какой угодно нерв или спинной мозг, - писал Гален , _то части органа, лежащие выше места сечения и остающиеся в связи с головным мозгом, сохраняют еще способности, исходящие из этого начала, между тем как вся часть, лежащая ниже разреза, не в состоянии более сообщать этому органу ни движения, ни чувствительности».
Открыв сплетение нервов и сосудов у основания черепа свиньи, он заключил, что в артериях этой части мозга так называемая «жизненная пневма» превращается в «психическую пневму» мозга.
Гален детально описал анатомическое строение сердца (в том числе и сердце слона), венечные сосуды и артериальный (позднее - боталлов) проток. Перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как у плода).
Вершиной философской концепции Галена стало его учение о пульсе. Оно изложено в 16 - томном трактате в четырех частях, каждая из которых состояла из четырех книг (ок. 170г.н.э.)
Первая часть трактата «О различиях пульсов» определяет терминологию предмета , дает классификацию разных типов пульса, принципы обследования больного и исторический обзор теорий пульса от Праксагора (IV в. До н.э) к Герофилу и Эрасистрату ( III в. До н.э.),Асклепиаду ( II-Iвв.до н.э.) и современным Галену авторам.
Во второй части «О диагностике по пульсу» Гален объясняет,как прощупывать пульс, что такое пульс частый, полный или ритмический, как изучать паузу между ударами и т.п.Сам Гален, изучая пульс с юных лет,имел удивительное тактильное ощущение пульса и весьма преуспел в этом искусстве.
Четыре книги третьей части «О случаях пульсаций» раскрывают представления Галена о природе пульса. Гален был убежден , что артерии содержат кровь (он многократно повторял опыты Эрасистрата, чтобы опровергнуть его представления о наличии воздуха в артериях).
Однако его понимание
пульсации значительно
По Галену, сердце и артерии сокращаются одновременно; сокращение и расслабление артерий - два независимых активных процесса : в момент сокращения излишки крови насильственно проталкиваются вперед; в момент расслабления атмосферный воздух засасывается, охлаждая кровь, и смешивается с ней в сердце, превращаясь в «жизненную пневму». Она обитает в стенках артерий и поддерживает их способность к пульсации. Таким образом ,состояние стенки артерии (ее упругость или слабость) является решающим фактором для любого вида пульса, обеспечивая его силу и свойства и физиологические потребности организма.
Гален не имел представлений об однонаправленном поступательном движении крови. По Галену, кровь продвигается вперед рывками, совершая маятникообразные движения; образуется же в печени, обогащается там «естественной пневмой» по венам поступает в правое сердце, через поры в сердечной перегородке частично проходит из правого желудочка в левый, смешивается с воздухом, поступающим из легких, и одухотворенная «жизненной пневмой» разносится через аорту ко всем частям тела, где и утилизируется, обеспечивая их функции. Гален проследил путь крови из прового желудочка по легочной артерии до легких и, таким образом, был близок к открытию кровообращения. Однако он не сделал последнего шага -не описал возвращения крови из легкого в левое предсердие (этот путь, предназначался для проникновения в «левое сердце воздушной пневмы»). Представление Галена о проницаемости сердечной перегородки для основной массы крови предпологало движение крови вспять и исключало возможность ее обращения в одном направлении,т.е. кругообразно.
Подобные представления принципиально отличаются от современности при всех (позиций нашего времени) «ошибках» Гадена его интерпритации были направлены на поиск взаимосвязи между пульсовым проявлением деятельности сердца и сосудов и болезнью человека. Эти вопросы рассматривались в заключительной четвертой части - «Пульсовой прогноз», где наблюдается врачебный опыт самого Галена соединяются с опытом его предшественники.
От Праксагора до Галена античные врачи пытались понять внутреннюю сущность болезни через ее внешнее проявления - варианты пульса, т.е.познание тайны цепочки «болезнь- сердце сосуды- пульс».Их проявления были еще далеки от истины. Но в свое великое время они сделали максимум возможного.
Представления Галена о пульсе и движении крови и пневмы существовавшей в западной медицине в течении почти 14 веков. Они считались единственно правильными и не подлежали критике вплоть до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в труде «Восстановление христианства» впервые описал малый круг кровообращения, т.е . показал место возвращения крови из легких в сердце и тем самым восполнил недостающее звено в системе Галена. Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628г.
Двадцать пять лет спустя Галену показалось, что его 16- книжие о пульсе достаточно сложно как для усвоения, так и для переписывания- в интересах дела он сократил сочинение до одного краткого тома, понятного широкому кругу коллег.
Гален широко занимался лечебной практикой. Помимо хорошего специалиста и идеального врача - он должен быть философом понимающим единство действий глаз и рук, причины и следствия, прошлого и перспективы будущего.
По его мнению, каждое действие тела имеет свою причину, которая реализуется только когда все базовые элементы в норме; любые изменения их комбинаций, организации или их смешение приводит к потере функции, повреждениям и болезни. Выздоровление больного Гален объяснял двумя явлениями: медицинским искусством врача и божественным творением Создателя макрокосмоса, позволяющим действовать логично и сообразно с причиной явления. Иными словами, выздоровления больного - не чудо, а результат понимания болезни, глубокого знания и опыта.
Гален был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. «Мне часто приходилось, - писал он ,- водить рукой хирургов, мало изощренных в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». По его мнению, хирург должен быть точно знать «строение каждой части, рассматривая факты, открываемые анатомированием на основании собственных наблюдений».
Как отмечалось, Гален пять лет работал врачом гладиаторов в Пергаме, где блистательно излечивал сложнейшие раны, нанесенные холодным оружием, и всевозможные травмы, полученные в бою с дикими животными. Имея колоссальный опыт анатомических вскрытий (животных) , он был искусным травматологом.
В трудах по анатомии Гален описал ряд хирургических операций на животных : вскрытие грудной клетки, резекцию ребра, рассечение головного мозга, перевязку больших кровеносных сосудов с использованием шелковых нитей или перекручиванием сосудов.
Гипократ - один из самых видных врачей Древней Греции.
Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Он считал, что каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины. Естественные причины болезни лежат, прежде всего, в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.
Теория темпераментов Гипократа.
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином "красис" (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как "temperament". На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).
Античные врачи, пытаясь
объяснить то, что в современной
психиатрии называется "расширением
сознания", обратились к теории
жидкостей, основы которой
Земля = меланхолия (черная желчь); Воздух = кровь; Огонь = желчь (желтая желчь); Вода = флегма (слизь).
Эта классическая гуморальная
теория объясняет характер
Гумор - это жидкость или текучая часть тела. Кровь - это горячая, сладкая, выдержанная красная жидкость, по ней дух поднимается прямо в сердце, а затем оттуда разносится по артериям во все остальные части тела.
Флегма - холодная сырая жидкость, происходит от самой холодной части хилуса (млечного сока).
Желчь - горячая и
сухая, горькая, происходит от
самой горячей части хилуса.
Меланхолия-холодная
и сухая, густая, черная и кислая,
происходит от наиболее
Эти четыре жидкости в чем-то схожи с четырьмя элементами...
Дух - это чрезвычайно
тонкий, едва уловимый пар, выделяемый
кровью, посредством которого душа
осуществляет все свои
Джон Донн в одном из своих "Благочестивых сонетов", в котором он пытается объяснить вхождение грехов в свое тело и душу, схватил суть этой теории и ее приложение к жизни человека:
Я малый мир, созданный как клубок Стихий и духа херувимской стати.
Каждый элемент связан
с определенным характером. Идеальным
для физического и душевного
здоровья человека было бы
равновесное присутствие всех
четырех жидкостей в его теле.
Избыток какой-то одной из них
вызывает дисбаланс, влекущий
за собой физиологические и
психические отклонения. Т.е. гуморальная
теория, в сущности, дает психологическое
объяснение физиологии и
В случае ликантропии, как признавалось всеми, имеет место преобладание черной желчи. Ее излишек может вызвать различные виды психического расстройства, включая депрессию, галлюцинации, мании и безумие. Постепенно слово "меланхолия" стали употреблять и для обозначения патологического душевного состояния. В эпоху Возрождения пользовалось популярностью описание "меланхолической ликантропии", взятое из сочинения "Меланхолия" Аэция (конец V- начало VI века), цитируемое здесь по работе Гарзони "Приют для неизлечимых идиотов":
"Из жидкостей меланхолию врачи считают причиной сумасшествия, названного греками "ликантропия", а римлянами - "волчьим бешенством", когда человек с приходом февраля убегает по ночам из дома на кладбища, где он бродит, воя, выкапывает кости мертвецов, с которыми ходит затем по улицам, к великому изумлению и ужасу всех тех, кто попадается ему навстречу... такие меланхолические личности имеют бледные лица, сухие, ввалившиеся и плохо видящие глаза, сухой язык; они испытывают постоянную потребность сплевывать, одновременно острую жажду, ощущая недостаток влаги".