Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
59. Тенденции развития
современной российской
1. Основы советской психологии
А.В. Петровский выделяет три периода развития психологии в России:
1)В 1914 году создан институт психологии, экспериментальная и пелагогическая психология развиваются. В 1923 после доклада Корнилова « Психология и марксизм» психология перешла на марксистский путь развития. Но ученые, мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами.
2) Вслед за постановлением
партии "О методологическом
3)В 1956 году начинается этап восстановления психологической науки. Издают запрещенные прежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны, проходит международный конгресс психологов.
И, наконец, 90-е годы - позади тотальный контроль партии и марксистский подход. Впереди - новые направления исследований: психотехника, психосоматика, психология личности, психология бизнеса.
В постперестроечные годы появилось достаточно много интересных и ярких работ отечественных психологов разных поколений. Основные мировоззренческие линии:
1) Марксистская ориентация. Она перестала быть обязательной
2)Западническая – ассимиляция и адаптация современных западных концепций
3)Гуманитарный подход, с переориентацией на общегуманитарные модели и критерии в противовес прежним естественнонаучным.
4)Нравственно-ориентированная, связанной с соотнесением, сопряжением психологии и этики.
5)Христиански-ориентированное, христианские представления о человеке рассматриваются в нем как опорные, исходные для психологической работы.
2.Российская психология сегодня
Сегодня российскими психологами и педагогами обсуждается специфическое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания. Психология активно, порой на первых ролях стала привлекаться к выполнению грандиозных заказов по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование имиджа политиков; навязывание любых представлений, товаров, услуг; сотворение кумиров молодежи; вовлечение в тоталитарные организации и мн. др. Время чистой психологии ради психологии ушло. На сегодня отсутствуют широкие теории в рамках психологии. Данный факт свидетельствует о кризисном состоянии современной психологии в России. Кроме того, отсутствуют научные школы в психологии, подобные тем, которые существовали в 30-е годы. Кризис психологии, идущий перманентно (еще в 20-х годах Л.С. Выготский писал о кризисе в психологии, о том же в 70-х говорил А.Н. Леонтьев), сегодня может быть уверенно квалифицирован как кризис построения психологии по образцу (или идеалу) естественной науки. Наличествующий кризис носит преимущественно методологический характер. Нет теоретической парадигмы в психологии. Во-вторых, в психологии существует естественнонаучная парадигма. Складывается или нет в психологии альтернативная естественнонаучной гуманитарная парадигма? В социологии существует явное противоборство двух методологических ориентаций - естественнонаучной и гуманитарной. Гуманитарная парадигма связана прежде всего с методами понимания, с интерпретацией смысла человеческих действий.
Симптомы кризиса:
1) отсутствие единой науки,
дефицит устойчивого знания, обилие
альтернативных моделей
2) углубляющийся раскол
между исследовательской и
3) конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных между наукой и ненаукой систем знания.
Кризис психологии может быть преодолен только целенаправленной совместной работой психологического сообщества, т.е. социальным путем. Но первопричина кризиса заключается в неправильном понимании психологической наукой своего предмета. Диссоциация в современной психологии проявляется:
1)отсутствие единого подхода: нет основы, объединяющего начала. «Психологий много, нет психологии». Впервые о кризисе начали говорить в семидесятые годы XIX столетия. Кризис имел много «ликов»: борьба между объективной и субъективной психологией, между объяснительной и понимающей, между поведенческой и психологией сознания и т.д. В настоящий момент кризис выражается в противостоянии естественнонаучного и герменевтического (гуманистического) подходов
2)противопоставление научной (академической) психологии и психотехник (практической психологии). Психологическая практика, как это ни печально, чаще всего исходит из каких угодно теорий, но только не из концепций научной психологии.
3) разрыве между научной психологией и концепциями и техниками, ориентированными на углубленное самопознание (от мистики и эзотерических учений до современной трансперсональной психологии и т.п.).
4)разрыв между психологией западной и восточной.
В результате этих диссоциаций
«пострадавшей» стороной оказывается
именно научная психология, т.к. происходит
постепенное сужение
3. Вопросы,
актуальные для современной
Пути интеграции психологического знания: синтез или эклектика? Единая ли наука психология? Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных точек зрения. В данном случае лучшим считается наибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объекта в психологии. Другие доказывают, что все позиции должны быть сводимы к одной - иначе психология вообще не может являться наукой.
Является ли практика критерием истинности психологических теорий или, наоборот, теории выступают в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности? Большинство, кто касается этого вопроса, уверяют, что теории строятся для нужд практики, а потому практика и определяет их истинность.
В современной российской психологии остро ставится вопрос соотношения теоретического и практического знания в системе подготовки психологов.
Периодически в кругах психологов возникает тема как еще недостаточной востребованности обществом психологических знаний, так и определенной неготовности психологов к решению актуальных социальных задач психологии.
Актуальны проблемы юридической
психологии. Главные обсуждаемые
проблемы - проблемы подготовки, личности
и деятельности юридических психологов.
4. Тенденции развития психологии
На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии в России.
Во-первых, это построение новой системы анализа социальной реальности. В советской психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования, т.е. чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым исключалась любая возможность анализа психологических конфликтов. В настоящее время в отечественной психологии формируется новая концепция исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности российского общества.
Во-вторых, современная социальная реальность безусловно требует осмысления новых социально-психологических феноменов. В конце 80-х годов в российском обществе стали чрезвычайно ярко проявляться межнациональные отношения, политические процессы, новые экономические отношения. В 90-х годах наблюдались широкомасштабные межнациональные конфликты, а также массовая миграция из регионов, охваченных подобного рода конфликтами. Это требовало своего анализа с точки зрения социальной психологии. Для того, чтобы управлять социальными процессами, необходимо понимать их механизмы и закономерности. В настоящее время психология наций и народов - этнопсихология - представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальной психологии в нашей стране.
В-третьих, наблюдается возникновение новых тенденций в практической психологии. Прежде всего, значительно увеличился престиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научного направления, включающего в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом в организации, политика, реклама, маркетинг, социально-психологический тренинг.
В-четвертых, развитие практических направлений психологии ставит в качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией. Большaя часть современных методов социально-психологической теории и практики взята из зарубежного опыта. И, хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуют определенные культурологические различия в форме организации и проведения как теоретических исследований, так и практических методик. Таким образом, такие области как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик рилэйшенз (связей с общественностью) требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества.
Стала очевидной необходимость синтезировать все достижения человечества как естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако, на какой основе осуществить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетия возникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений. Так возникли предпосылки системной психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности друг от друга человека и окружающего мира, а достижения в психологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральной психологии.
И, наконец, перед нами встают новые задачи российской психологии. Весь накопленный отечественной психологией опыт, теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильного общества эпохи социализма. А самая главная черта современного российского общества - его нестабильность. Поэтому перед психологией встает задача осмыслить этот новый социальный контекст, осознать характер происходящих преобразований и проблем восприятия социальной нестабильности, таких как глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, выражающаяся в потере идеалов; изменение системы ценностей и возникновение нравственного вакуума; кризис идентичности, связанный с разрушением прежней системы социальных категорий, трудностями ее нового оформления.