Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
56. С.Л. Рубинштейн - психолог и философ.
Сергей Леонидович Рубинштейн - выдающийся советский психолог
и философ. Он создал оригинальную философско-психологическую
концепцию человека, его деятельности
и психики, явился основоположником деятельностного
подхода в психологической науке. Он первым
в советской психологии систематически
и глубоко разработал категории бытия,
человека, субъекта и объекта, субъективного
и объективного, идеального и материального
и т.д. он, в частности, убедительно раскрыл
различия и взаимосвязь между бытием и
объектом и показал неправомерность сведения
бытия к материи. Он оригинально и плодотворно
разработал общефилософский принцип детерминизма
и построил на его основе психологическую
теорию личности и теорию мышления как
деятельности и как процесса.
Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея
субъекта (личности, творца) является центральной.
В них Рубинштейн формирует принцип субъекта
деятельности - в деятельности субъект
и проявляется, и формируется. Субъективное
(возникающее в деятельности человека)
является отражением реально существующего
бытия, объективного. Поэтому объективное
и субъективное не противоположны друг
другу.
Основой этой системы является общее понимание
деятельности. Рубинштейн и ее соотносил
с личностью и окружающим бытием. Образование
субъектов в системе бытия означает возникновение
“центров перестройки бытия”, в чем их
особая онтологическая роль. Качественно
новым здесь является введение отражения
и сознания как способностей субъекта
и введение (помимо сознания и деятельности)
третьего оси - отношения субъекта к другому
субъекту.
Субъект, таким образом, неразрывно связан
со своей деятельностью. Но субъект никогда
не сводим к своей деятельности, он всегда
богаче, чем конкретные формы, в которых
он объективируется.
Единство деятельности, сознания
и личности. Основой построения
новой психологической науки стала разработка
новых принципов. Первым из них стал принцип
единства сознания и деятельности: сознание
человека формируется и проявляется в
человеческой деятельности (как в онтогенезе,
так и в историческом плане). Сознание,
высший уровень психики, определяется
Рубинштейном как единство двух характеристик
- предметной и субъектной (отношение личности
к миру). Индивидуальное сознание детерминирован
общественным сознанием и общественным
бытием, теми отношениями, в которые индивид
вступает. То есть, функция деятельности
по отношению к сознанию - развитие и детерминация.
Но сознание, с другой стороны, выступает
как регулятор деятельности. Но Рубинштейн
критикует сведение личности лишь к одному
ее сознанию. Описывая структуру личности,
Рубинштейн приходит к триединой формуле:
Эти три модальности образуют целое,
но это целое не задано изначально, не
статично. Целостность личностной структуры
определяется и скрепляется деятельностью.
Личность и ее психические свойства одновременно
и предпосылка и результат ее деятельности.
Психический облик личности определяется
реальным бытием человека и формируется
в конкретной деятельности. А сама деятельности
человека формируется по мере того, как
человек в процессе воспитания и бучения
овладевает духовной и материальной культурой.
Сама личность включена в систему более
широких отношений - жизненного пути -
в которых осуществляется ее функционирование
и ее деятельность, поведение и развитие.
Жизненный путь - это процесс, в котором
происходит формирование и изменение
личности. В связи с этим Рубинштейн дифференцировал:
Одной из важнейших
категорий, которую Рубинштейн связывал
с жизненным путем и рассматривал как
интегральную характеристику личности,
является направленность. Направленность
- это активность, самовыражение личности,
ее тенденция самореализации.
Психический процесс и психическая
деятельность. Во второй половине
40-х гг. начинается новый этап в научном
творчестве Рубинштейна. На этом этапе
Рубинштейн вновь возвращается к вопросам
взаимодействия человека с миром в форме
деятельности. В ходе взаимодействия человека
с миром непрерывно изменяется и окружающая
действительность и человек как субъект
деятельности и общения. Отражая эту изменчивость,
психика сама является динамичной и пластичной,
то есть, является процессом, регулирующим
отношения человека с миром. Рубинштейн
рассматривал психическое как процесс
и как продукт указанного процесса, причем
именно процесс есть основная форма существования
психического.
С точки зрения Рубинштейна, главная задача
психологического исследования заключается
в том, чтобы изучать психику в единстве
этих двух ее сторон - деятельностной и
процессуальной. Каждая деятельность
есть вместе с тем и процесс или включает
в себя процесс, но не всякий процесс выступает
как деятельность. Деятельность - такой
процесс, посредством которого реализуются
то или иное отношение человека к окружающему
его миру и людям.
Теория психического процесса разработана,
главным образом, на материале психологии
мышления. В поздних работах Рубинштейна
мышление рассматривается как деятельность
субъекта (со стороны целей, мотивов, операций
и т.д.), и как ее (деятельности) регулятор
- психический познавательно-аффективный
процесс (анализа, синтеза и обобщения
познаваемого объекта).
Человек и мир. Само возникновение
человеческого бытия является возникновением
центра его преобразования, а потому и
бытие является с появлением человека
в новом качестве - мира для человека, объекта
для субъекта. Мир - преобразованное человеком
бытие, преобразованное его деятельностью.
С возникновением человека бытие превращается
в объект, остающийся независимым от познания
в смысле своей объективности (мир может
существовать и без человека) и становящийся
зависимым от субъекта в смысле реальности
практических преобразований (только
при наличии субъекта мир становится объектом).
Мир - это совокупность вещей и людей, в
которых вкладывается то, что относится
к человеку и к чему он относится в силу
своей сущности. Качество природы, не связанное
с человеком, Рубинштейн определял как
материю.
Категория субъекта определялась Рубинштейном
через совокупность отношений к миру,
в число которых вводится познание, действие,
созерцание и этическое отношение.