Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
35. Психология развития. С. Холл: рождение педологии.
Развитие детской психологии
в конце XIX -- начале XX века было тесно связано
с педологией -- наукой о детях, созданной
американским психологом Стэнли Холлом (1844-1924). Холл был учеником
Вундта и прошел стажировку в его лаборатории
в Лейпциге, Вернувшись в Америку, он организовал
при Балтиморском университете первую
экспериментальную лабораторию по изучению
ребенка, а также начал издавать журнал,
посвященный проблемам детской психологии.
Исследуя психическое развитие ребенка,
Холл пришел к выводу, что в его основе
лежит биогенетический закон, сформулированный
учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель
говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном
развитии проходят те же стадии, что и
весь этот род за время своего существования.
Холл же распространил действие биогенетического
закона на человека, доказывая, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека.
Созданная Холлом теория рекапитуляции
утверждала, что последовательность и
содержание этих этапов заданы генетически
и потому ни уклониться, ни миновать какую-то
стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла Гетчинсон на основании теории
рекапитуляции создал периодизацию психического
развития, критерием в которой являлся
способ добывания пиши. Он выделил пять
основных фаз в психическом развитии детей
(стадия рытья и копания, охоты, пастушества,
земледелия и т. д.), подчеркивая, что только
с семи-восьми лет ребенок вступает в эру
цивилизованного человека и только с этого
возраста его можно систематически обучать.
При этом он исходил из идеи Холла о том,
что обучение должно надстраиваться над
определенным этапом психического развития,
так как созревание организма подготавливает
для этого основу.
И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что
провождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к отклонениям
и аномалиям в психике. Исходя из необходимости
для детей проживания всех стадий психического
развития человечества, Холл разработал
и представление о механизме, который
помогает переходу с одной стадии на другую.
Так как реально ребенок не может перенестись
в те ситуации, которые пережило человечество,
то переход от одной стадии к другой осуществляется
в игре, которая и является таким специфическим
механизмом. Так появляются детские игры
в войну, в казаков-разбойников и т. д. Важно
не стеснять ребенка в проявлении своих
инстинктов, которые таким образом изживаются.
Созданная Холлом педология -- комплексная
наука о ребенке, основывается на идее
педоцентризма. Ребенок является центром
исследовательских интересов многих профессионалов-психологов,
педагогов, биологов, педиатров, антропологов,
социологов. Из всех этих областей в педологию
входит та часть, которая имеет отношение
к детям. Таким образом, данная наука объединяет
все отрасли знаний, связанные с исследованием
детского развития.
Хотя многие положения педологической
концепции Холла были довольно скоро пересмотрены,
но сама педология, созданная им, очень
быстро завоевала популярность во всем
мире и просуществовала почти до середины
XX века. Эта популярность педологии была
связана главным образом с ее ориентированностью
на практику, т. е. связью с непосредственными
нуждами педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической
практике учителя и воспитатели сталкиваются
с целым комплексом проблем, среди которых
и здоровье детей, и их психические качества,
и социальный статус и образование их
родителей. Именно эти задачи и помогала
решать педология, развивая комплексный
подход к исследованию детей.
Таким образом, С. Холл реализовал
носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной
детской психологии, соединив воедино
требования педагогической практики с
достижениями современной ему биологии
и психологии.