Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:26, шпаргалка
Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изученния - психики и сознаний.
44. Генетическая психология Жана Пиаже.
Ж. Пиаже (1896-1980). Основатель швейцарской школы генетической психологии
Его учение вылилось в создание Женевской школы генетической психологии, которая разработала проблему происхождения интеллекта и умственного развития ребенка.
С целью изучения этого процесса Пиаже разработал новый метод психологического исследования -- метод клинической беседы. Он создал особый тип задач, которые вызывают характерные ответы детей, а эти ответы обнаруживают явление, раскрывающее центральные отличительные особенности мышления дошкольника.
Генетическая психология, основоположником
которой являлся Жан Пиаже, предусматривала
изучение психологической деятельности
с позиций системно-структурного анализа.
Используя системно-структурный анализ,
Ж.Пиаже подчеркивает, что, взятый сам
по себе, он не может служить достаточным
орудием научного объяснения какого-либо
явления. Лишь исследуя условия появления и законы
развития структур, можно объяснить их
природу и закономерности функционирования. В результате
Ж.Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе
психологического исследования.
Уделяя основное внимание формированию
интеллекта ребенка, Ж.Пиаже подчеркивал,
что в научной психологии всякое исследование
должно начинаться с изучения развития
и что именно формирование умственных
механизмов у ребенка лучше всего объясняет
их природу и функционирование у взрослого.
На генетической основе, по мнению Ж.Пиаже,
должны строиться не только отдельные
науки, но и теория познания. Эта идея стала
основой создания им генетической эпистемологии,
т.е. науки о механизмах и условиях формирования
у человека различных форм и типов знаний,
понятий, познавательных операций и т.д.
Известно, что представители различных
подходов по-разному понимали сущность
развития психики. Сторонники идеалистического,
интроспективного подхода в качестве
исходной точки брали замкнутый в себе
психический мир; представители поведенческой
психологии понимали развитие психики
"как наполнение первоначально "пустого"
организма навыками, ассоциациями и т.п.
под влиянием окружающих условий". Оба
этих подхода Ж.Пиаже отвергал как в генетическом,
так и в функциональном плане, т.е. применительно
к сознанию, психической жизни взрослого
человека. Исходным пунктом своего анализа
Ж.Пиаже считал взаимодействие целостного
индивида - (а не психики или сознания)
с окружающим миром. Интеллект им определялся
как свойство живого организма, формирующееся
в процессе материальных контактов с окружающей
средой.
По мнению Ж. Пиаже, внешний мир в ходе
онтогенетического развития начинает
выступать перед ребенком в форме объектов
не сразу, а в результате активного взаимодействия
с ним. В ходе все более полного и глубокого
взаимодействия субъекта и объекта происходит,
как считал автор, их взаимное обогащение:
в объекте выделяются все новые и новые
стороны, характеристики, а у субъекта
формируются все более адекватные, тонкие
и сложные способы воздействия на мир
с целью его познания и достижения сознательно
поставленных целей.
В своих экспериментально-теоретических
исследованиях генезиса интеллекта Ж.
Пиаже изучал лишь элементарные формы
деятельности развивающегося человека.
Основным материалом исследования служили
различные формы поведения ребенка в окружающем
мире. В отличие от представителей бихевиористского
направления, Ж. Пиаже не ограничивался
описанием действий, а пытался реконструировать
на их основе те психические структуры,
проявлением которых является поведение. Многолетние исследования Ж.Пиаже по
реконструкции психики на основе поведения
привели его также к заключению, что и
сами психические процессы, не только
интеллектуальные, но и перцептивные,
представляют собой специфическую деятельность.
Основной задачей Ж.Пиаже было изучение
структуры человеческого интеллекта.
Он рассматривал его строение как естественное
развитие в ходе эволюции менее организованных
органических структур. Однако психологические
воззрения Ж. Пиаже сложились на основе
общего биологического понимания процесса
развития как взаимосвязи ассимиляции
и аккомодации. При ассимиляции организм
как бы накладывает на среду свои схемы
поведения, при аккомодации - перестраивает
их в соответствии с особенностями среды.
В этой связи развитие интеллекта мыслилось
как единство ассимиляции и аккомодации,
ибо посредством этих актов организм адаптируется
к своему окружению.
В 30-х гг. в подходе Ж. Пиаже к проблемам
развития психики произошел коренной
перелом. В целях описания структуры интеллектуальных
актов он разрабатывает специальный логико-математический
аппарат, считая теперь, что не общение
с другими людьми, а операция (логико-математическая
структура) детерминирует познавательное
развитие ребенка.
При исследовании интеллекта Ж. Пиаже
использовал так называемый метод срезов:
он предъявлял детям различного возраста
одну и ту же задачу и сравнивал результаты
ее решения. Такой метод позволял уловить
определенные сдвиги в интеллектуальной
деятельности ребенка, увидеть в предыдущем
этапе зарождение предпосылок и некоторых
элементов последующего этапа. Однако
этот метод не мог обеспечить раскрытие
психологического формирования у ребенка
нового интеллектуального приема, понятия,
знания.
Концепция Ж.Пиаже убедительно доказывала,
что истоки, зачатки более высоких уровней
мышления созревают внутри предыдущих.
Однако, переход к высшим генетическим
ступеням выражается не только в развитии
новых видов мышления, но и в изменении
всех тех, которые возникли на предыдущих
ступенях. Развивается не мышление само
по себе, а человек, и по мере того, как
он поднимается на высшую ступень, на эту
высшую ступень поднимаются все стороны
его сознания, все аспекты его мышления.